Feb
23
В борьбе с петлюровскими бандами
February 23, 1930 | Comments Off on В борьбе с петлюровскими бандами
(Из боевых воспоминаний)
В 1918-19 г., когда не успели еще украинские рабочие и крестьяне забыть гетманщину Скоропадского, появился новый «освободитель» украинского народа – Петлюра, собравший вокруг себя свору помещиков, фабрикантов, кулачества, офицерства и пр. сволочи. Снова рабочий и крестьянин Украины стал испытывать пытки, расстрелы, виселицы и погромы.
Но недолго так было. Рабочий класс Украины стал организовываться в военные отряды, вооружаться и выступать против ставленника иностранных империалистов – Симона Петлюры.
В конце 1918 года на Саблинском сахарном заводе из рабочих и незаможных крестьян организовался партизанский отряд под командой т. Ткаченко. В это же время в 8 верстах от завода, на ст. Знаменка стояли крупные части петлюровских войск в количеств 18 эшелонов.
Наш отряд имел около 1000 человек. О существовании его Петлюра не знал. Решено было сделать смелый налет на Знаменку.
В начале января 1919 г., темной ночью весь отряд подошел в Знаменке. Не доходя до станции в пос. Орлова Балка остановились и выставили на позицию одну пушку, из которой и открыли огонь по Знаменке. Выпустили все снаряды и бросив пушку, ворвались на станцию. Забегали гайдамаки, начали отстреливаться. Отряд залег на насыпи и открыл сильный огонь по противнику, а потом с криками «ура» бросился из под вагонов в пешую атаку. Дрогнули гайдамаки и побежали. Преследования с нашей стороны не было.
Отряд занял вокзал с телефоном и телеграфом, выставив к каждому аппарату часовых. Здесь мы приняли один вражеский эшелон с ближайшей станции, шедший из Кременчуга на Знаменку. Ничего не подозревая, эшелон подошел к станции и почти без боя был взят в плен и разоружен. В Знаменке было захвачено много оружия, снаряжения, обмундирования и продовольствия.
Простояв сутки и отдохнув немного, наш отряд пустился преследовать отступающего противника. Почти без боя взяли г. Зиновьевск, Н. Украинку, Любашевку и только в Помошной пришлось драться, но и здесь через день мы заняли станцию. Задержались недели на три, потому что петлюровцы получили сильную поддержку из Одессы, оказывали упорное сопротивление, выставив вперед бронепоезд и боковые заставы. Вокруг Помошной разъезжали конные гайдамацкие разъезды. Один разъезд мы взяли в плен.
Стоять надоело. Решили произвести налет на ст. Глиняную. Наши конники ворвались внезапно и у гайдамаков получилось замешательство. В это время подошедший бронепоезд стал обстреливать станцию. Петлюровцы не выдержали и стали отступать. Мы их преследовали через Галту, Балту, Бирзулу, вплоть до ст. Раздельной. Тут к Петлюре присоединились теснимые из Одессы греки, французы и румыны.
Не доезжая 10–12 верст до Раздельной, отряд наш выгрузился и походом двинулся на Тирасполь, куда удирали гайдамаки со своими хозяевами. По пути к нам присоединился еще один отряд из молдован. Шли целые сутки и на рассвете подошли к г. Тирасполю. Местность перед городом была открытая, низменная. Под самым Тирасполем мы очутились под сильным артиллерийским огнем. Наша батарея успела сделать несколько ответных выстрелов по городу и замолчала, так как была уничтожена тяжелой артиллерией противника. Отступать нельзя было: отступление по такой местности на глазах у противника – верная гибель.
Наступил тяжелый момент. Но несмотря на усталость и недоедание, а также на то, что весь отряд был в рваных валенках, а некоторые шли босые, уныния и ропота не было. Все бойцы, вместе со своим красным атаманом Ткаченко, решили единогласно погибнуть или взять Тирасполь.
Рассыпавшись в цепь, все в грязи, под сильным орудийным огнем, мы двинулись на город. Завязался бой.
Уже замолкли орудия, их заменила ружейная и пулеметная перестрелка с обоих сторон. Не выдержали гайдамаки, покинули город, уходя через мост и через реку Днестр к румынам. Мы – по пятам за ними в преследование, но как только их последний всадник перешел реку, последовал взрыв моста. Подойдя к мосту, мы услыхали снова раскаты орудийных выстрелов, но уже со стороны Бессарабии. Даже лошади привычные и те испугались. С крепости Бендеры, по ту сторону реки Днестра, румыны били по отряду из тяжелых орудий. Таких снарядов мы еще не видели никогда; при разрыве их поднимался вверх земляной столб в несколько десятков метров высоты. С нашей техникой, а также и численностью, немыслимо было воевать с Румынией. Да и цели такой не было, мы лишь преследовали гайдамаков. Пришел приказ из центра за подписью т. Антонова-Овсеенко дальше не двигаться и мы остановились на границе по реке Днестру в г. Тирасполе и Черновицах.
Несмотря на приказ, все же бойцы рвались в бой. У каждого не угасала мысль освободить трудовую Бессарабию из под гнета румынских бояр.
Много времени прошло с тех пор. 12 лет Красная армия стоит на защите советских границ. Но недолго еще будет румынская буржуазия праздновать “победу”. Недалеки уже те дни, когда трудящиеся Бессарабии восстанут и при поддержке рабочего класса всего мира прогонят непрошенных “освободителей”, превратив Бессарабию в автономную социалистическую советскую Молдавскую республику.
П. Лишовский.
«Тамбовская правда», 23 февраля 1930 г.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.