Aug
7
И в Холмах жить можно…
August 7, 1991 | Comments Off on И в Холмах жить можно…
Холмы – вторая бригада колхоза имели Кирова. Насчитывается здесь всего 17 дворов. Расположенное на высоком взгорье, летом село утопает в зелени садов, осенью – в непролазной грязи, зимой – в сугробах. Около трех километров отделяет здешних жителей от центральной усадьбы колхоза, тридцать – от райцентра.
Как живется им, молодым и старым, в этой глуши, каким видится будущее деревни и есть ли оно для них вообще?..
С этим вопросом обращаюсь к Михаилу Ивановичу Зайцеву, человеку всю жизнь прожившему в Холмах, потомственному крестьянину, главному чабану здешней овцефермы.
–О себе скажу так: «Где родился – там и пригодился». Все свои 60 годков живу с этой мыслью и детям ее внушал, да не все послушались. Только дочь в колхозе работает, а четверо сыновей из села уехали. Судьбу свою на стороне устроили. Ну да мы на них не в обиде. Раньше-то из села молодежь валом валила, это теперь многие остаются…
За последние годы Холмы заметно «состарились», только четыре молодые семьи и есть, остальные под стать нам – пенсионеры. Как живем? Неплохо живем, вернее сказать, намного лучше, чем лет пять назад. Сейчас в каждом дворе по две коровы, не менее пяти овец, бычков выращивают на откорм, поросят, а уж про гусей и кур и говорить нечего – полно их на подворьях. Почти в каждом палисаднике – ульи, увлечение это повальным стало, друг перед другом стараемся. И нет вкуснее душистого да целебного нашего холминского медка!
–Как же вы, пожилые люди, справляетесь с таким личным хозяйством, как осиливаете эту ношу?
–Естественно, кто помоложе да покрепче здоровьем поставили подворье на широкую ногу, по нескольку тысяч рублей с оборота имеют. Другие–поменьше, но занимаются живностью все охотно. И дело в том, что председатель наш В. Давыдов всяческую помощь каждому колхознику оказывает. И молодняк выделит, и сенокосом не обделит, и фуражным кормом обеспечит.
Кто по договорам, а кто и так скот водит, а сдает его, конечно, в колхоз. Ни один человек у нас мясо на рынок не повезет, за длинным рублем не погонится. Не потому, что выгоды не понимает, а потому, что так заведено. Подошло время скотину сдавать – колхозная машина наготове. Ни хлопот тебе, ни забот.
–Михаил Иванович, ну а как насчет того, чтобы самостоятельно на земле хозяйствовать?
–Скажу прямо. Ни в Коршуновке – центральной усадьбе колхоза, ни в Лобовке, ни в Михайловке, ни в наших Холмах, хоть и осталось в этих деревнях по нескольку дворов, желающих единолично хозяйствовать нет. Если и живут в них еще люди, так это благодаря колхозу. Нужен транспорт, куда обратишься? В колхоз. Дрова привезти – тоже, скот кормом обеспечить – само собой, к председателю. Без колхоза мы жизни не мыслим.
Хоть и в отдаленности наше село, а хлеб свежий всегда, продукты – что в райцентровских магазинах, то и в нашем. А где теперь лучше? А уж когда у человека горе какое (люди-то в основном пожилые), тут все заботы колхоз на себя берет. Слушал как-то областной радиомарафон «Дорогие мои старики» и диву давался: сколько черствости и равнодушия существует. У нас этого нет. Что называется социальная защита надежная, и каждый связывает ее с родным колхозом.
На вопрос, хотят ли люди самостоятельно хозяйствовать, добавлю, что возможности к этому у нас есть. Хорошо зарекомендовала себя внутриколхозная аренда.
Я, например, тридцать семь лет на тракторе отработал, а трудно стало – в чабаны подался. Год поработал, и решили мы ферму в аренду взять, вчетвером обслуживаем более тысячи овец. Я да три брата Поддубских – Николай, Сергей и Виктор. Четвертый год в таком составе работаем, и дело спорится. Планы по выходному поголовью, получению ягнят, их сохранности, по сдаче мяса и настригу шерсти значительно перевыполняем. А это значит, что и отрасль рентабельна, и мы не внакладе.
До 2,5 тысячи рублей получили в конце года за продукцию. Работа на конечный результат, который целиком и полностью зависит от каждого из нас, заставляет трудиться с полной отдачей.
–Как сказался минувший, очень трудный сельскохозяйственный год на делах вашей фермы?
–Год, действительно, был на удивление. Лично я такого не помню. Но тем не менее бескормица животным не грозила. Сена плохо-бедно, а заготовили в достатке, силосом из прошлогодних запасов обходились, солома тоже имеется. Патоку, рыбий жир, витамины припасли, сдабривая ими рацион.
–И последний вопрос, Михаил Иванович, верите ли вы в то, что Холмы ие исчезнут с лица земли, как многие села района, в то, что не уйдут последние жители?
–Верю. И вера эта основывается на конкретных примерах. Сейчас наш колхоз много строит. Новые добротные дома на центральной усадьбе предлагают многим нашим холмовцам. Да не идут люди. Было бы плохо здесь – сами бы просились, а то держатся за свои подворья, за родные места. Опять же асфальтированную дорогу сюда тянут. Будет дорога – и рукой подать по нового магазина, детского сада, что построены в Коршуновке. Со временем эти деревни непременно соединятся. Молодежь-то сейчас не от нас, а к нам едет. Недавно обосновались на жительство в наших краях семьи Шариковых из Пензы, Жуковых из Тамбова, Батовых из Душанбе, есть и еще желающие.
Но, главное, стали частыми на селе свадьбы. Сергей Сенькин, Валерий Филин работают в колхозе, а невест со стороны взяли. Пополнение, значит, к нам пришло. Есть на селе свадьбы, будет в них жизнь! Я так считаю.
7 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.