Aug
7
Лондонские уроки
August 7, 1991 | Comments Off on Лондонские уроки
Если говорить прямо, то сегодня нам лучше рассчитывать только на себя. Дело не в том, что лидеры «семерки» отказали нам в деньгах: их благоразумно и не просили. Дело в том, что не сказано однозначного «да» разработке какой-либо совместной программы вообще. Нам обещаны бесплатные консультации экспертов (что, кстати, дорого стоит) и выражена политическая поддержка. В принципе этого хватит, чтобы считать визит Президента СССР в Лондон полезным. Но этого не хватит, чтобы чувствовать себя уверенно во время чрезвычайно болезненных реформ, от которых все равно никуда не деться.
Почему в Лондоне получалось то, что получилось? А так всегда и будет, если пытаться строить экономическую политику на компромиссах. Политика их допускает, а экономика отвергает. Вот и наши партнеры вежливо, но прохладно отреагировали на изложенную программу реформ.
В чем первый урок? К нам относятся серьезно, но делать что-либо серьезно вместе с нами готовы только в том случае, если убедятся в серьезности и наших намерений. В чем второй? Покуда мы не перестанем играть с экономикой, до тех пор не перестанем проигрывать. А играют все.
Республики. Их десять, подписавших совместную программу с Центром со словами о едином рубле и денежной системе, но по крайней мере четыре из них или официально собираются вводить собственную валюту, или имеют это в виду. Можно понять, что толкает их к этому. Но: или – или.
Союзный Кабинет. Он тоже подписывает совместную программу, но при этом принимает постановление, в котором значатся непредусмотренные ею налоги и много других «неожиданностей». Он также объявляет о введении частичной (внутренней) конвертируемости рубля с 1 января 1992 года, но неизвестно, откуда возьмется для этого необходимый стабилизационный валютный фонд в размере 10–12 миллиардов долларов. К тому же для такой конвертирувмости необходимо почти полное освобождение цен, иначе «конвертируемости» в нашем рубле будет не больше, чем мяса в нашей колбасе.
Глава Кабинета. Он уверяет, что с нашими внешними долгами все не так плохо и почти так же хорошо с нашим денежным обращением и эмиссией, Хотя валюты у нас останется в 1992 году, после уплаты долговых обязательств, едва ли 1/8 от обычных потребностей. А количество пустых денег, попадающих в обращение, грозит уже абсолютно неуправляемой инфляцией.
Что значит прекратить играть? Это значит, сказать вслух раз и навсегда: размер, допустим, бюджетного дефицита – величина объективная. Сделали в казне большую пробоину – ждите большую инфляцию. И тут абсолютно ничего не зависит от решений Политбюро, постановлений ЦК РКП или митингов «ДемРоссии». Или: хотите дать больше денег пенсионерам? Тогда скажите, у кого их взять – у шахтеров, студентов или милиционеров? Хотите дать всем? Тогда ждите бюджетного дефицита. Тут нет секретов. Святая экономическая простота. Но исповедовать ее сложно. В любой стране. Однако ничего иного нет. Иного экономического здоровья Бог никому не давал и не даст.
Через такое трудное выздоровление и предстоит пройти. Не хочется, конечно. Отсюда и компромиссы. Отсюда и лондонские итоги.
7 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.