Mar
18
Царь и церковь
March 18, 1919 | Comments Off on Царь и церковь
Это было так недавно. Только два года тому назад. Как живая картина стоит предо мною торжественная обстановка Архиерейского служения в дни царских именин, рождения, бракосочетаний и вообще всех дней в царской жизни, которые «высочайше соизволено» считать праздниками. Еще задолго до начала литургии по всему городу идет торжественный гул колоколов. Кафедральный Собор – приготовлен к встрече главы церкви. Все блещет. Все торжественно настроены. А направо, у самого иконостаса громадные ковры указывают место для «высокопоставленных лиц». Здесь уже подтянутые в струнку чины полиции. Эти же чины при входе в храм сортируют публику, благосклонно пропуская «чистых» и гоня прочь «всякую шваль». А литургия?.. Вся внешняя пышность налицо. Хор в полукафтанах, шитых золотыми голунами. На кафедре 2 архиерея и целый сонм духовенства.
И вся пяти-часовая служба состоит только в молениях за «драгоценную жизнь обожаемого монарха».
Кем обожаемого? Тем людом, который под именем «всякой швали» не допускается в храм, или теми «избранными», которые заполняют правую, устланную коврами, часть храма?
Очевидно – последними. Это они так боятся за драгоценное здоровье монарха, это их праздник. Праздник, когда одетые в золото и шитье, они смотрят на «шваль» как Олимпийцы; когда по одному взгляду их превосходительств полицейские чины разгоняют народ, чтобы дать место золотому мародеру.
И вот «шваль» свергла тиранию, устранила всех превосходительств. И вздохнула полною грудью!
Что же церковь? Ведь она молилась, благодарила Бога за каждый пустяк, случившийся с царем, а теперь, когда многомиллионный рабочий класс добился свободы, когда день 27 февраля есть величайшее мировое событие, что же церковь? Почему церковь ни служит благодарственного молебна за помощь, посланную рабочим Петрограда при свержении Романовых? Разве для церкви не является праздником Освобождение миллионов трудящихся из под гнета царизма? Очевидно нет. Ее праздник, настанет тогда, когда международная контр-революция задушит Российский Пролетариат и окровленнымя руками, создаст новый трон, если не для царя, то для капитала. Тогда, наверно, церковь будет петь бдагодарственный молебен за помощь, оказанную свыше при подавлении рабочего класса Иначе быть не может. Если это не так, то почему не шел торжественный гул колоколов 12 марта? Почему не было торжественной службы в церквах?
Почему не пелиссь благодарственные молебны? Ведь среди рабочих гор. Тамбова нашлось бы немало охотников зайти в этот день в церковь и от души сказать «Слава тебе Господи», что свалилось иго царизма, что, несмотря на тяжелые условия жизни, рабочий стал сам себе хозяин!
И. Хворов.
«Известия», 18 марта 1919 года.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.