Mar
21
О русской интеллигенции
March 21, 1919 | Comments Off on О русской интеллигенции
Если бы русский Поток – богатырь проснулся, после долгого сна именно в наше изумительное время, его удивлению, вероятно, не было бы пределов. До такой степени изменилась вся наша жизнь, так выросло народное самосознание, так глубоко, до самого дна, потрясла все основы жизни стихийная революция, что для человека, не принимавшего непосредственного участия в революции – ни в форме борьбы, ни в форме саботажа – для человека, могущего «со стороны» посмотреть на творимую легенду все, решительно все представляется какой-то волшебной, феерической сказкой. Разве не сказка какой-нибудь Шенкурск, до которого «три года скачи, все равно не доскачешь» и который, бывало, лишнего гроша не давал ни на школы, ни на библиотеки, теперь отпускает не много не мало – трудно поверить! – два, три миллиона рублей на народное просвещение. И на какое время? всего на полгода! Всего сказочного в жизни, ставшего ныне явью и не сочтешь. Но разве – еще пример – не поразительна ли эта история с всероссийскими мощами, оказавшимися просто нпросто наглейшим обманом, чудовичным издевательством над самыми интимными верованиями и упованиями народа?! «Нет, батюшка, сказал мне на днях знакомый старенький чиновник на покое: старого то уж не вернуть! Тю-тю!.. Не только цари, а, ведь, и мощи полетели .. Дальше то, батюшка, итти некуда: открывшеяся глаза больше уж ничем не закроешь!..» И верно говорит старичок: мы переживаем эпоху, у которой есть будущее, но прошлого, к счастью нет!
Но все же в нашей сегоднешней сказке самое удивительное вовсе не то, что неснившееся во сне стало, наконец, былью. Вовсе не стихийность, и глубина революционного размаха. Вовсе не проснушийся в полуневежде. Поте[к]е культурный человек. «По чисто русского человека, гласит европейская пословица, будет татарин; т.е. варвар, азиат, чуть не людоед какой-то! А удивительная, сказочная действительность говорит как будет наоборот. Азиат преподносит Европе эксперимент, такой и в таком масштабе, что просвещенному европейцу приходится падать в обморок. Воистину, «что русскому хорошо, то европейцу – смерть!» Итак, все это, строго говоря, не так удивительно. Но поразительно и невероятно в этой сказке то, что проснувшийся к светлой, счастливой и справедливой жизни народ – к такой жизни, какую еще свет не видал, не находит себе ни тени поддержки, но лишь озлобление, лишь насмешку, лишь злорадный кивок!.. И от кого? От тех самих культурных слоев того же народа,– слоев, которые устами Пушкина, Гоголя и Беливского призывали свободу и громили тиранию. А когда пришла она, эта желанная всем свобода, в стане врагов русского мужика оказываются они, носители идеалогии Пушкина и Белинского.
Эта ложь должна быть разбита. Пора, давно пора опомниться и пойти изнемогающему в борьбе и лишениях родному народу навстречу.
Врага лишь на словах, но не врага на деле – должны, наконец, протянуть друг другу братскую руку и пойти вперед вместе.
Вперед! к заветной светлой цели свободы, братства и труда!
И сделать это, показать свою искренность в любовь к народу,– не к своим привилегиям только – можно легко и просто именно на почве народного просвещения.
Идите же сюда, на праздник обновленья.
Идите на борьбу с неправдой вековой.
На бой последнийй, бой честной.
В неделю просвещенья.
М.
«Известия», 21 марта 1919 года.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.