Большевизм и демократия

March 26, 1919 | Comments Off on Большевизм и демократия

(Антона Паннекука)

Вопрос о демократии является великим спорным вопросом современности.

Что означает демократия? Управление народа. Народ должен сам управлять собой, он не должен быть управляем другими. Он должен по собственной воле заботиться о своих делах.

Рассматривая эти положения, можно сейчас же заметить, что если их принимать буквально, то они реально неосуществимы. «Народа», который сам ведет свои дела, не существует. Народ разделен на классы; эксплоатирующие и рабочие резко противостоят друг другу. У них нет или имеются только второстепенные общие дела. Единой “собственной” воли они не могут иметь. И если бы согласно формальной демократии рабочие и буржуазия были бы представлены соответственно их численности в парламенте, то как могли бы они совместно управлять?

Когда мы говорим о народе, мы подразумеваем народные массы в отличие от обладающего имуществом меньшинства. Этот народ, бедные рабочие слои населения, или пролетариат – должен сам собой управлять. Этот пролетариат является большинством, следовательно, в его интересах все должно происходить в обществе. Это не значит, чтобы его интересы стояли только на первом плане и чтобы интересы буржуазии тоже в известной степени, хотя бы в незначительной, защищались. Только интерес рабочего класса должен приниматься во внимание. Из двух прямо противоположных политических целей можно стремиться только к одной.

Мы и раньше иногда критиковали всеобщее избирательное право. Мы говорили люди не равны между собой, следовательно, и голос их не должен иметь одинакового значения. Человек, который живет только своим капиталом, не работает, представляет собой паразита общества, не должен же иметь одинакового права с рабочим, работа которого поддерживает общество. Это положение в известном смысле можно назвать этическим. Но мы можем сказать и иначе: цель нашей политики, которая состоит в устройстве общества на социалистических началах, так противоположна интересам буржуазии, что последняя будет стараться, насколько это в ее силах, помешать этому делу социалистического строительства Кто же будет при постройке дома брать в сотрудники людей, которые будут стремиться этот дом разрушить? Если рабочие массы ясно понимают, что они используют свою политическую власть для социалистического строительства, то они должны исключить сотрудничество буржуазии. Об интересах капитала не может быть и речи. Это правда, не формальная демократия, но в действительности это высшая лучшая демократия, демократия рабочих, защищающая жизненные интересы масс. Это и есть то, что Маркс называл диктатурой пролетариата. Раньше ее называли коммунизмом, а теперь большевизмом. Она теперь проводится в большом масштабе в России, а началом ее была парижская коммуна 1871 года. То, что делается в России, напоминает Парижскую коммуну, но в гораздо более совершенном виде. Советы рабочих депутатов в городах, крестьянские советы в деревнях являются теми элементами, на которых правительство строится снизу. Городское управление выбирается рабочими советами городов. Рабочие советы фабрик определенной отрасли производства выбирают управление этой отрасли для всей страны.

Съезд всех советов, собирающийся время от времени, определяет общую политику, но для каждой отдельной отрасли: производства продовольствия, транспорта, здравоохранения, просвещения,– собираются особые конгрессы, на которые местные советы посылают своих членов специалистов, чтобы обменяться результатами опыта и сговориться об общих мероприятиях.

Этот подвижной аппарат русский народ построил из практической потребности создать новую общественную жизнь. Этот аппарат является органом пролетарской диктатуры, ибо буржуазия не принимает в нем никакого участия. Не то, чтобы буржуазия искусственно, путем лишения избирательного права исключалась из правительства, нет, для нее не находится места в этой организации. Дело в том, что этот аппарат управления, являющийся одновременно правительством, опирается не только на людей, но и на труд. Кто не занимается трудом, лишает себя возможности влиять на судьбы страны. Прежний директор или владелец фабрики, который готов продолжать работать в качестве технического руководителя под контролем рабочего совета, может наравне с другими рабочими управлять фабрикой. Духовные профессии,– врачи, учителя, художники,– образуют свои собственные советы, решающие интересующие их вопросы. Все эти советы находятся в тесной связи с массами, [та]к они постоянно вновь делегируютея и заменяются другими. Этим обезпечивается то, что из них не образуется новая бюрократия. И это возможно потому, что благодаря интенсивному стремлению учиться и учить других, необходимые способности не являются монополией отдельных людей.

Рассматривая это действительное самоуправление народа, можно ясно видеть как мало даже самый демократический парламент может осуществить народное правительство. Он может образовать только правительство парламентариев. Один раз в год в течение 4 лет, или, скажем ежегодно, они должны заслужить доверие народа. Красивыми речами, обещаниями и программами они привлекают голоса, и тогда они – господа. Не подвергаясь непосредственному влиянию масс, влияя только друг на друга, парламентарии господствуют в течение всего законодательного периода, произносят длинные речи и принимают законы. Но только по виду они кажутся всемогущими: все управление находится в руках чиновничества, бюрократии, которая в качестве властей управляет народом. Знаменитое разделение административной и законодательной властей является в демократических республиках мира только средством господства над массами, но имеющее такой вид, как будто бы они сами собой управляют. Это средство обеспечить господство капитала. Положение дел во Франции, Америке, Швейцарии показывает, что там всюду, несмотря на демократию, массы находятся под господством капитала и эксплоатируются им. Несмотря на всеобщее избирательное право массы бессильны и не могут изменить своего положения. Они подвергаются давлению искусственной машины, состоящей из парламента, парламентского правительства и чиновничества. Только от времени до времени, при выборах, они могут иметь некоторое влияние, но и тогда при трескотне избирательных речей и программ их воля может только наполовину проясниться. И если бы даже избранные парламентарии хотели бы считаться с народной волей, они вскоре погружаются в парламентское болото: партийную дисциплину, закулисные происки, интриги, болтовню.

«Известия», 26 марта 1919 года.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind