Apr
30
Конец легенды о преподобном Сергии
April 30, 1919 | Comments Off on Конец легенды о преподобном Сергии
Из телеграмм известно, что 11 апреля у «Троицы Сергия» вскрыта гробница знаменитейшего из русских святых – Сергия Радонежского, «преподобного Сергия».
Как и все подобные вскрытия, и эта рака была обследована не только в присутствии властей, но и монастырского духовенства, а также массы верующих… Присутствие последних особенно важно было потому, что «мощи» покоились в открытом гробу: покрывающая пелена обрисовывала что-то в роде человеческой фигуры, в пелене прорезана небольшая дыра, обнажавшая «что-то», что должно было обозначать руку угодника, – и к этому «чему-то» прикладывались благоговейные уста миллионов простецов.
Целые столетия монахи и духовенство всей России определенно утверждали, что они обладают «нетленными мощами» (не костями!)… Но если эти « нетленные мощи» попали в случай в сделались всероссийской знаменитостью, то лишь благодаря тому, что в свое время Сергий Радонежский, в эпоху так называемого «собирания Руси» московскими князьями, избрал очень удачную политическую ориентацию: он был верным и покорным слугой нарождающегося московского самодержавия, которое и обделывало, пользуясь репутацией известного отшельника, свои прозаические делишки.
Благодарные великие князья московские, а впоследствии цари создали и поддерживали выгодную для них легенду о Сергии Радонежском, как «символе национального единения России». Вот почему такой «вздутой» оказалась слава этого несомненно благочестивого человека, каких всегда сколько угодно было в древней Руси.
А для монахов, пристроившихся у могилы преподобного «Сергия», эта легенда сделалась настоящей курицей, несущей золотые яйца: миллионы простаков, привлекаемые систематической и умело поставленной рекламой, несли и несли к ногам «нетленных мощей» миллионы и миллионы трудовых копеек… Из миллионов копеек сделались миллионы рублей, – и к нашим временам малый монастырек Сергия Радонежского, где он служил обедню в самотканной холщовой ризе и причащался из простой деревянной чашки, превратился в богатейшую в России лавру, владеющую сотнями тысяч капитала, тысячами десятин земли и состоящую из не одной сотни самых отчаянных лодырей и развратнейших монахов!
Незадолго до «вскрытия» депутация сергиево-посадского духовенства явилась к т. Ленину с заявлением, что они опасается, как бы вскрытие не вызвало «народного волнения»: они просили Ленина повлиять на местный Совдеп, чтобы он отменил свое постановление о вскрытии.
Ну,– говорили они у Митрофания Воронежского, Тихона Задонского – там еще мог быть обман… Но преподобный Сергий – такой известный угодник!
Совершенно верно – возразил им т. Ленин, – конечно, всеми почитаемый и т.д… Так тем более вам нечего бояться!.. Уж если кому кого опасаться так вашему совдепу: а вдруг он оскандалится?.. Нет нет, – не бойтесь…
И вот вскрыли – и нашли изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, массу мертвой моли, бабочек, личинок и зловонную труху.
Впечатление на присутствовавший народ было тем более сильное, что архимандрит Иероним, наместник лавры, тут же всенародно заявил, что таких результатов вскрытия он не ожидал.
Скоро в кинематографах всей России будет показана картина раскрытия еще одного всероссийского обмана темных людей.
В. Иванчуков.
«Известия», 30 апреля 1919 года.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.