От инерции – к тактике активных действий

August 7, 1991 | Comments Off on От инерции – к тактике активных действий

Справа налево: член ЦК КП РСФСР О. Бетин, член Центральной контрольной комиссии КП РСФСР А. Аладинский, секретарь обкома КП РСФСР В. Зверев

Справа налево: член ЦК КП РСФСР О. Бетин, член Центральной контрольной комиссии КП РСФСР А. Аладинский, секретарь обкома КП РСФСР В. Зверев

Как уже сообщалось, 6 августа состоялся очередной Пленум Центрального Комитета Компартии РСФСР. О его ходе и значении рассказали член ЦК КП РСФСР О. Бетин, член Центральной контрольной комиссии КП РСФСР А. Аладинский, секретарь обкома КП РСФСР В. Зверев.

Вопрос: –Ваше впечатление от Пленума? Что ожидали, в какой мере эти ожидания сбылись?

О. Бетин. –Надеялся, что будут изменения. Посудите сами, изменилась политическая ситуация, нужна новая тактика действий, а отсюда и обновление кадрового состава. Начало Пленума, заседание комиссий показали, что надежды в какой-то мере должны оправдаться. Чувствовалось повышенное внимание этому событию со стороны прессы, телевидения. Сказывалось и присутствие в президиуме членов Политбюро и Секретариата ЦК КПСС. Основной вопрос повестки дня – «О политическом положении в республике и задачах Компартии». Заранее всем были даны тезисы доклада. Ждал, что при обсуждении будут серьезные разногласия. Однако решения вырабатывались без затяжек, хотя и шли к ним не сразу.

В. Зверев. –Этот Пленум отличается от всех остальных. Чем? Прежде всего тем, что на нем приняты решения, которые дали возможность увидеть, кто есть кто. Я имею в виду вопрос о членах ЦК КП РСФСР Руцком, Липицком. Хотя некоторые ораторы пытались увести дело в сторону. Лично я поддерживаю решение о выводе названных товарищей из ЦК КП России. Далее, что бы я поддержал в прозвучавших на Пленуме мнениях. Это озабоченность членов ЦК КП России состоянием дел в партии на нынешнем этапе в вопросах теории, слабостью теории. Мы можем разрушать (очень здорово научились), критиковать, но четко определить реальные пути, по которым следовало бы идти дальше, – это почему-то не по силам нашим ученым. Взять того же Липицкого. Ведь он раньше был заведующим сектором Института теории социализма ЦК КПСС. Можно лишь догадываться, чем он занимался, но совершенно очевидно, что не тем, что нужно партии.

Вопрос. –Не будет ли воспринят в народе этот шаг как гонение на инакомыслящих?

О. Бетин. –Мы стали перед фактом, когда люди создали новую партию, что противоречит организационному строению и принципам КПСС. Но никаких гонений на инакомыслящих не было. Просто было объективное рассмотрение и вполне обоснованное решение – в двух партиях человек состоять не может. Коль эти люди вошли в организационный комитет и стали инициаторами и членами новой партии, то извините… Тем более, что о последствиях этого шага они были заранее предупреждены Это нормальный демократический процесс. Люди выбрали другой путь. И дай Бог им успеха на пути демократизации, если они действительно хотят этого, а не только декларируют. Если партия Руцкого социалистического толка, как было заявлено, то ее не надо противопоставлять КПСС. В принципе создание такой партии надо приветствовать. Вопрос, повторяю, в том, какими будут ее действия. И то, что мы размежевались, вывели названных людей из своих рядов, вовсе не значит, что в дальнейшем не может быть с ними конструктивного диалога, взаимодействия.

А. Аладинский. –Настораживает, что слово «коммунистическая» они не выбрасывают из названия партии. По-моему, это из тактических соображений.

О. Бетин. –Политический компромисс с любой демократической партией возможен.

Вопрос. –Если судить по первому сообщению телевизионной программы «Время», то получается, что по докладу и работе Полозкова было много критики. И вроде именно поэтому он отстранен от должности первого секретаря. Хотя была и ссылка на его личное заявление, дескать, в связи с переходом на другую работу.

О. Бетин. –Критиковали не Полозкова, критиковали позицию Политбюро за то, что не смогло выработать тактику действий в новых условиях, которая бы способстовала консолидации. Была деловая, товарищеская критика и в адрес Полозкова. Его отставка, на мой взгляд, – реальный и неизбежный шаг. Ведь ситуация меняется, идет перегруппировка сил.

В. Зверев. –Кое-кому хотелось бы представить, что вот Полозков ушел, это – развал и все такое… Наоборот, культура ухода показывает, что человек сделал все, что мог. В самый трудный период он взвалил руководство партии на свои плечи, выдержал поток критики… А ведь критика и сейчас может быть. Купцов, когда выступал после избрания, сказал, что, возможно, два-три секретаря сменятся, прежде чем наступит стабильность в оценке действий первых лиц. Один будет нехорош, другой, третий… Это надо пережить.

О. Бетин. –До тех пор, пока не сформируем новых людей, новых политических бойцов. Этот переходный этап болезненно тяжел, тут и личные драмы возможны. Тем не менее это закономерный исход.

Вопрос. –Два дня прошло, как избрали Купцова. И опять идут кривотолки. Дескать, это ставленник Горбачева.

О. Бетин. –Я говорил о нем со многими, кто его знает. Купцова характеризуют очень хорошо. Но я воздержался голосовать за него. На мой взгляд, на пост первого секретаря ЦК КП РСФСР надо выбрать первого секретаря Московского городского комитета партии Юрия Александровича Прокофьева. В последнее время он четко определил свою позицию, и это прозвучало в его выступлении. Прекрасное выступление, одно из самых сильных… Называлась кандидатура Зюганова. Но получилось так, что и Прокофьев свою кандидатуру снял, и Зюганов. А уже подвели черту. Купцов прошел. Из ответов Купцова на вопросы я сделал вывод, что его кандидатура перед Пленумам обговаривалась у Генерального секретаря ЦК КПСС.

Вопрос. –Ваша осторожность может оправдаться, как в случае с Полозковым? Вы за него тоже не голосовали?

О. Бетин. –Было в свое время такое. Но здесь я хотел бы продолжить свою мысль. Считаю, надо провести было эту смену, но на этап до съезда. Ведь Пленум взял курс на съезд. Сейчас главная задача – готовиться к съезду, новую тактику отрабатывать, новой командой надо к нему идти, более демократическим путем, с новыми веяниями, потому, что старые подходы себя во многом не оправдали. Были ошибки. То есть нужны новые кадры, из которых можно создать комиссии, сформировать рабочие группы и готовиться к съезду. Думаю, на съезде должны произойти существенные изменения и в составе Политбюро, и составе Секретариата. Да и ЦК должен быть обновлен…

Вопрос. –Выступая на XXVIII съезде, Купцов зарекомендовал себя человеком радикальных взглядов. Он одним из первых высказался за парламентаризм в партии. Его тогда не поддержали. Не изменил ли он свои позиции теперь?

О. Бетин. –Нет. Не изменил. И, думаю, он был прав. Надо было уже тогда нарабатывать опыт работы по избирательным округам, учиться по-настоящему бороться за наибольшее представительство в органах власти.

Вопрос. –В докладе И. Полозкова утверждается, что партия отказывается от претензий выступать представительницей интересов всего народа. Чьи интересы она будет выражать теперь? То есть какова уточненная характеристика социальной базы партии?

О. Бетин. –Это определит съезд. Но одно ясно, что выражать интересы всего общества практически бессмысленно.

В. Зверев. –Партия не откажется от решения социально-экономических проблем. Главная ее цель – защита интересов трудящихся. А. Аладинскнй. –Сейчас набирает силу рабочее движение. На Пленуме выступал председатель Союза рабочих Москвы К. Николаев. Он говорил, что рабочий класс больше не намерен быть сторонним наблюдателем своего разорения. Задача в том, чтобы партия возглавила это движение.

Вопрос. –Какова была атмосфера на Пленуме при обсуждении указа о департизации?

А. Аладинский. –Пленум состоялся под впечатлением указа. Наши оппоненты ждали истерии. Этого не произошло. Разобрались по-деловому, спокойно. В то же время члены ЦК понимали, что в той обстановке, которая создалась вокруг партии, по-прежнему работать нельзя. Сейчас мы стоим перед выбором – либо выполнять указ Президента России, либо продолжать работу, оставаясь на местах до решения Комитета конституционного надзора СССР. Но в любом случае надо учиться работать в новых условиях.

В. Зверев. –Было такое мнение, что указ не что иное, как попытка развалить партию сверху. Ни в одной стране не наблюдалось такого, чтобы Президент разрушал одну партию и тут же создавал другую. Прозвучало и высказывание о том, что этим актом хотят втянуть партию в борьбу и отвлечь от решения социально-экономических проблем.

О. Бетин. –Надо ждать решения и спокойно работать. Указ заставляет искать новые пути, формы работы. Мы все равно через полгода сами бы к этому пришли. Эта проблема на повестке сейчас. И я думаю, партия приобретет новые черты. Сверху ее не развалить. Ведь возьмите дореволюционный период. Тогда партии приходилось работать куда в худших условиях. А ведь как хорошо она была организована!

Вопрос. –А не получится так, что следующим указом будет указ о национализации партийного имущества, а потом об аресте коммунистов? Некоторые партийные организации не хотят подчиняться указу. Мы вот напечатали письмо из Кочетовки…

О. Бетин. –Не надо нагнетать обстановку. Много ли коллективов выступили против? Не надо гоняться за уходяшим поездом…

В. Зверев. –Отстаивать свои права коммунистам не возбраняется. И люди начинают осознавать, что надеяться на центр не следует. Если сами коммунисты не поднимутся на свою защиту, их никто не защитит.

Вопрос. –Пленум еще раз подтвердил принцип верховенства партийных масс. На деле же опять просматривается тяга к политике верхов? Чем объясняется тот факт, что свой съезд Компартия России решпла провести после общесоюзного?

О. Бетин. –Да. Мы опять плетемся в хвосте. Я был сторонником проведения российского съезда прежде, чем КПСС…

В. Зверев. –Пленум вышел на консолидацию. Если провести российский съезд до большого съезда, может произойти размежевание.

О. Бетин. –На каких принципах консолидироваться? Может, чтобы объединиться, сначала надо размежеваться?

Вопрос. –Что особенно не удовлетворило в работе Пленума?

В. Зверев. –Не понравились некоторые выступления с мест. Особенно выступление Протасенко.

О. Бетин. –Момент, который не нашел отражения,– нынешний путь, взятый верхушкой, путь к капитализму. Мы придем к жесткой эксплуатации человека человеком. И еще. Да, согласен, сегодня партия должна стать партией реформ. Но революционный дух тоже в ее действиях должен присутствовать.

7 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind