Aug
9
Селу – приоритетное развитие
August 9, 1991 | Comments Off on Селу – приоритетное развитие
Шестая сессия областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва рассмотрела вопрос «Об основных направлениях развития агропромышленного комплекса области в свете постановления второго Съезда народных депутатов РСФСР». С докладом выступил первый заместитель председателя областного агропромышленного комитета А. Хвостов. Публикуем изложение доклада, содоклада и выступлений участников сессии.
Повышение эффективности работы агропромышленного комплекса, перевод его на качественно новый уровень развития – задача номер один для областного Совета народных депутатов, его исполнительных органов, всего депутатского корпуса, сказал докладчик. На сегодняшний день эта отрасль насчитывает в области более 1220 предприятий и организаций, в том числе 550 чисто сельскохозяйственных. Основные фонды агропромышленного комплекса оцениваются в 4,2 млрд. рублей, здесь занято свыше 270 тысяч работников. Среднегодовой объем производства валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1983 года) в двенадцатой пятилетке во всех категориях хозяйств составил 1,7 млрд. рублей, что на 277 млн. рублей больше уровня предшествующего пятилетия. Производительность труда в аграрном секторе экономики за это время возросла в 1,4 раза. Промышленными предприятиями агропромышленного комплекса в минувшей пятилетке выработано продукции на 4,3 млрд. рублей.
Однако реальность сегодняшнего дня такова, что положение на продовольственном рынке далеко не удовлетворяет даже минимальные потребности населения и не позволяет в полном объеме обеспечить поставки сырья и продовольствия по договорным обязательствам. Сельские труженики и все жители области возлагают большие надежды на решения второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР, принявшего ряд основополагающих документов, призванных обеспечить дальнейшее развитие сельского хозяйства России на принципиально новой основе, на основе реализации аграрной реформы.
В рамках осуществления программы возрождения российской деревни Верховным Советом России принят ряд важнейших законов: «О социальном развитии села», «О земельной реформе», «Земельный кодекс РСФСР» и другие нормативные акты, на выполнение которых направлена деятельность областного Совета народных депутатов и его исполкома.
Практической реализации земельной реформы предшествовала большая организаторская работа. Исполкомом областного Совета принято решение «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы и о предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и животноводства», утверждена схема развития коллективного садоводства и огородничества. Образованы и действуют областной, 23 районных и шесть городских комитетов по земельной реформе.
Осуществлены меры по передаче в распоряжение сельских Советов земель 981 населенного пункта площадью 122 тысячи гектаров. По остальным населенным пунктам разрабатывается проектная документация. Сформирован фонд земельного перераспределения общей площадью 150 тысяч гектаров. Под коллективное огородничество выделено 3450 гектаров пахотных угодий, то есть огородами обеспечено 57 тысяч семей в городах, рабочих поселках и районных центрах области. Свыше 10 тысяч семей получили садовые участки на площади 800 гектаров.
Надо сказать, продолжал докладчик, что в основном эта работа была проведена оперативно. Однако в отдельных районах земельная реформа явно затягивается. До сих пор не переданы земли населенных пунктов в ведение Советов народных депутатов в Гавриловском, Жердевском, Мордовском, Рассказовском, Сосновском, Сампурском районах. Есть примеры и другого рода, когда на местах несвоевременно удовлетворяют заявки граждан о выделении земель под коллективные сады. К сожалению, в ряде случаев реализация земельной реформы не дает того эффекта, на который мы рассчитывали вначале. Часть выделенной гражданам земли по существу не используется.
Было бы неверным, отметил докладчик, представлять земельную реформу как простое перераспределение земель в связи с появлением новых форм ведения хозяйства. Реализация Закона «О земельной реформе» это сложный и многогранный процесс, направленный на осуществление целого комплекса мер по переходу к многоукладности аграрной экономики. Исполком областного Совета народных депутатов принял решение, агропромышленным комитетом издан приказ, которым предусматривается оказывать всемерную помощь фермерам в их материально-техническом снабжении, ремонте техники, агрохимическом обслуживании и.т.д. Поручено советским и хозяйственным органам на местах организовать пункты проката техники, обеспечить консультативную помощь. Организована учеба фермеров на базе учебно-курсового комбината агропромышленного комитета на договорных условиях.
В большинстве районов складываются хорошие партнерские отношения между колхозами, совхозами и крестьянскими хозяйствами. По состоянию на 1 июля имеем 211 крестьянских хозяйств, за которыми закреплено 6,6 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 4,9 тысячи гектаров пашни.
Многое в развитии фермерства зависит и от руководителей района. К сожалению, еще целый ряд районных Советов народных депутатов и их исполкомов медленно разворачивают работу в этом направлении. Так, в Бондарском, Пичаевском, Сосновском, Знаменском районах имеется лишь по 2-4 фермерских хозяйства, а в Гавриловском районе – ни одного. Конечно, давать какую-то однозначную оценку этим фактам было бы преждевременным. Дело это сугубо добровольное, поэтому как форсировать события, так и искусственно сдерживать их было бы неправильным и даже противозаконным.
Сегодня практически на всех уровнях, продолжает докладчик, завершен спор о дальнейшей судьбе колхозов и совхозов. Признано однозначно: они нужны. Более того, на ближайшие 10 лет они остаются главными производителями продуктов питания. Однако мы не можем не видеть и тех недостатков, которые накопились внутри этих коллективов. Исходя из решений второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР, облисполком и облагропром рассмотрели положение дел в общественном производстве и приняли твердое решение – идти на реформирование организационно-правовых форм внутри колхозов и совхозов, изменение их структур, совершенствование экономических стимулов.
У определенных кругов общества существует мнение, что колхозы и совхозы исчерпали себя, что они постепенно отомрут. Специалисты облагропрома считают: у колхозов и совхозов, в частности занимающихся производством зерновых, сахарной свеклы, овощных культур, племенной работой, очень большое будущее. Хорошие перспективы у специализированных хозяйств. Например, только госпломзавод «Арженка» имеет поголовье около 1,7 млн. птицы, производит до 200 млн. штук яиц в год, то есть почти полную потребность области. Сколько нужно фермеров, чтобы получить такое количество яиц? Одним словом, будущее есть у всех форм собственности, у всех тех, кто хорошо работает на земле.
Докладчик переходит к вопросам, в которых интересы фермеров, колхозников, рабочих совхозов совпадают, и в решении которых они должны выступать как единый класс – класс крестьян. Это прежде всего борьба за паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. До сих пор идет неэквивалентный обмен между городом и деревней, что ложится тяжким бременем на экономику колхозов и совхозов. Только за полугодие текущего года их задолженность перед государством не сократилась, а увеличилась на 455 миллионов рублей. Отрицательно сказались и последствия изменения политики кредитования организаций и предприятий агропромышленного комплекса.
Одной из важнейших проблем остается низкий уровень материально-технического снабжения крестьян. Этот участок по-прежнему отличается крайней нестабильностью. Только за прошлый год сельское хозяйство области недополучило 393 трактора, 341 автомобиль, 5103 тонны металлопроката, 402 тонны труб. Не удовлетворяются потребности агропромышленного комплекса в строительных и горюче-смазочных материалах и т.д.
Одной из главнейших забот, объединяющих всех крестьян, является социальное обустройство села. Здесь у нас сильное отставание, что вынуждало и вынуждает сельского жителя сниматься с насиженных мест и уезжать в город в поисках лучшей жизни. Только за последние 10 лет численность ( кого населения сократилась на 98 тысяч человек. Количество работников в колхозах и совхозах уменьшилось почти на 30 тысяч. Это тревожная, если не сказать катастрофическая тенденция. Да и может ли накормить нас самый обездоленный, самый обделенный человек, независимо от того колхозник ли он, рабочий ли совхоза, кооператор или фермер? Безусловно, нет. Давно всем надо это понять.
В рамках реализации Закона «О социальном развитии села» в области разработана программа на предстоящие пять лет, в основу которой положена ориентация на создание равных с городом условий труда и быта, что позволит поднять ценность и престижность сельского образа жизни. Для этого в первоочередном порядке предстоит провести коренную перестройку структурной, инвестиционной и налоговой политики в пользу социальной сферы. Из 4,8 млрд. рублей капитальных вложений, запланированных на XIII пятилетку, 40 процентов будет направлено на непроизводственное строительство. Стержневым направлением программы будет строительство жилья. За пятилетку предусматривается ввести 1 млн. 200 тысяч квадратных метров жилой площади, что в 1,5 раза превысит уровень двенадцатой пятилетки.
Для нормального функционирования социальной инфраструктуры современной деревни нужно значительно увеличить объем дорожного строительства. В предстоящие пять лет намечено ввести 1640 километров дорог с твердым покрытием, соединить оставшиеся 50 центральных усадеб хозяйств с райцентрами и дорогами общего пользования. Трудно переоценить роль газификации в социальном переустройстве села. В течение пяти лет предстоит построить газопроводов-отводов высокого давления 422 километра, в том числе 78 километров в текущем году. Газопроводы-отводы намечается подвести к городам Котовску, Жердевке, Уварову, районным центрам Сампуру, Знаменке, Ржаксе, Токаревке, Инжавину, Мучкапскому, Мордову, Пичаеву.
Чтобы выполнить намеченное, необходимо всерьез заняться развитием материально-технической базы сельской стройиндустрии; в 1992-1993 годах провести реконструкцию Бокинского завода ЖБИ по выпуску керамзитобетонных крупнопанельных домов серии 192, ввести в строй в 199З году Бокинский завод по производству силикатного кирпича мощностью 100 млн. штук в год, реконструировать базу Бокинского ДОЗа и завода керамзитового гравия, мощности кирпичных заводов довести до 90 млн. штук в год.
Остановился докладчик и на вопросе зачастую необоснованного использования не по назначению сельских строителей, вышел с предложением учредить фонд развития деревни.
Внимание в докладе уделено анализу использования достижений научно-технического прогресса в различных отраслях агропромышленного комплекса, в частности в растениеводстве, животноводстве.
За годы двенадцатой пятилетки стоимость основных фондов растениеводства по сравнению с одиннадцатой возросла в целом по области на 38 процентов, а, против уровня десятой пятилетки – более чем в два раза. Проделана значительная работа по совершенствованию структуры посевных площадей, внедрению интенсивных технологий, в передовую школу земледелия превратились сегодня в области целый ряд хозяйств. Но, к сожалению, так поставлено дело далеко не везде. Немало еще нерадивых руководителей и специалистов, привыкших списывать свои упущения в работе, а порой и незнание сути дела на погодные факторы, нехватку людей, техники, наличие бедных почв и т.д. Выход из этого положения в том, чтобы все хозяйства на практике внедрили у себя научно обоснованные системы.
За годы двенадцатой пятилетки заметно улучшили свою работу животноводы. Среднегодовое производство (реализация) мяса возросло к уровню предыдущей пятилетки на 35 процентов, молока – на 20, яиц и шерсти соответственно на 10 и 32 процента. Душевое потребление мяса в прошлом году составило 76 килограммов, молока – 429 литров и яиц – 377 штук. Но наряду с передовиками есть руководители, которые до сих пор не поняли, для чего у них стало больше самостоятельности, а иногда эту самостоятельность используют во вред делу: сокращают производство, снижают поголовье скота, коров, свиней, овец, уменьшают в посевах жизненно важные культуры, перестают выполнять свои прямые обязанности.
С целью дальнейшего подъема отраслей животноводства специалистами сельского хозяйства и учеными филиала Всесоюзного института животноводства разработаны программы «Мясо» и «Молоко», в ходе реализации которых предстоит осуществить комплекс мер по укреплению кормовой базы, перестройке племенной и селекционной работы, внедрению передовых технологий содержания и кормления скота, увеличению численности и сохранности всех видов животных и птицы. Значительный объем работ предстоит выполнить по строительству, реконструкции и техническому перевооружению материально-технической базы отрасли. Все это позволит довести к 1995 году производство мяса в колхозах и совхозах до 171,6 тысячи тонн, молока до 700 тысяч тонн, яиц – до 360 млн. штук.
Докладчик остановил внимание депутатов на проблемах развития подсобных хозяйств промышленных, строительных и других предприятий, в настоящее время располагающих 24 тысячами гектаров пашни. 25 процентов из которых пустуют. Облисполком считает, говорит докладчик, что будет правильным, если народные депутаты областного, городских и районных Советов возьмут на контроль использование земель в подсобных хозяйствах, повернут их к нуждам своих коллективов.
Одним из важных резервов пополнения продовольственных ресурсов в области, говорит далее докладчик, является сокращение потерь выращенной продукции, особенно при хранении и переработке. В двенадцатой пятилетке на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности было направлено 133 миллиона рублей капитальных вложений. Увеличены мощности по переработке мяса, молока, производству сыра, сухого обезжиренного молока, кондитерских изделий, плодоовощных консервов, введены в строй холодильники на 1,1 тысячи тонн, хранилища для картофеля, овощей и фруктов на 49,9 тысячи тонн единовременного хранения.
И все же надо признать, что эта отрасль в области развита недостаточно, долгое время она рассматривалась как второстепенная сфера экономики. Специалистами агропромышленного комитета в настоящее время разработана комплексная программа по развитию материально-технической базы отраслей перерабатывающей и пищевой промышленности на 1991-1995 годы, в ходе которой необходимо освоить 473 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 311 миллионов рублей строительно-монтажных работ.
В области сложилась положительная практика сотрудничества колхозов, совхозов и промышленных предприятий, что позволяет получить дополнительно продукты питания, отмечается в докладе. Так, в 1988-1989 гг. на промышленных предприятиях изготавливалось нужное оборудование для села и перерабатывающей промышленности ежегодно на сумму 4,7 млн. рублей.
Но перестройка резко коснулась и взаимоотношений города и села. Это привело к свертыванию традиционных связей. За последние годы объем продукции машиностроения для села сократился на 20 процентов. Такую тенденцию необходимо менять, говорится в докладе.
В заключение докладчик высказал пожелание, чтобы сессия приняла такие решения, которые объединили бы усилия советских и хозяйственных органов, всех жителей области на возрождение тамбовских сел и деревень.
***
С содокладом постоянной комиссии по аграрным вопросам и продовольствию областного Совета народных депутатов выступил председатель этой комиссии депутат В. Макеев. Постоянные комиссии, говорит депутат, провели проверки состояния дел в отраслях агропромышленного комплекса к выражают озабоченность сложившейся в сельском хозяйстве критической ситуацией. Проблема возрождения села, несмотря на постановление второго Съезда народных депутатов РСФСР, ряд принятых законов, по-прежнему недооценивается, провозглашенный приоритет аграрного сектора крайне слабо реализуется на деле. К примеру, Съездом определены увеличение пропорций инвестиций в экономику сельского хозяйства, проведение поощрительной финансовой, кредитной и ресурсной политики. Однако на текущий год агропромышленному комплексу области из республиканского бюджета выделено 99,4 млн. рублей, что составляет лишь 21 процент к общему объему капитальных вложений и с учетом повышения цен практически не превышает уровня прошлого года. В качестве компенсации за повышение цен и ставок кредита в течение первого полугодия возвращено, правда, 420 миллионов рублей. Однако эта сумма далеко не покрывает те расходы хозяйств, которые они по-прежнему вынуждены нести в связи с установлением необоснованно высоких цен на сельскохозяйственную технику. В этой связи постоянные комиссии вносят на рассмотрение сессии предложение обратиться к Верховному Совету и Совмину РСФСР с предложением выделить до конца года дополнительные капиталовложения, материально-технические ресурсы для нужд села, а в бюджете на 1992 год обеспечить финансирование агропромышленного комплекса на уровне 15 процентов национального дохода республики, как это предусмотрено постановлением второго Съезда народных депутатов РСФСР.
Из-за непомерно высоких цен некоторые колхозы и совхозы не решаются приобретать слишком дорогостоящие машины и оборудование, в результате чего снижается техническая оснащенность хозяйств. В целях улучшения материально-технического снабжения сельским товаропроизводителям необходимо шире применять практику заключения договоров с промышленными предприятиями, полнее использовать возможности создаваемых сейчас товарных бирж. Далее депутат говорит о необходимости коренного улучшения строительства на селе, вносит предложение вопрос о развитии индустриальной и производственной базы сельских строительных организаций, как один из важнейших, рассмотреть на очередной сессии областного Совета.
Слабым звеном агропромышленного комплекса является деятельность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Выход, говорится в содокладе, в проявлении особой заботы о развитии на селе широкой сети малых предприятий по переработке сельхозпродуктов. Возможен и такой вариант, когда колхозы и совхозы могли бы выкупить эти предприятия или принимать участие в создании совместных предприятий, привлекая в том числе и иностранный капитал. Крайне важно, продолжает депутат, осуществить практические меры и в таком направлении, как дальнейшее совершенствование системы заготовок товарной продукции из личных подсобных хозяйств граждан, у владельцев садовых участков и огородов. Важнейшая роль принадлежит расширению индивидуального жилищного строительства. Постоянная комиссия по вопросам строительства и архитектуры обратилась с просьбой к облисполкому рассмотреть вопрос о возобновлении объединением «Тамбовагропромстрой» выпуска домов 25-й серии, которые пользуются большим спросом у сельского населения.
От имени депутатских комиссий содокладчик вносит предложение исполкому областного Совета более принципиально подходить к разработке планов социально-экономического развития, отдавать приоритет укреплению базы социально-культурной сферы на селе, не допускать изъятия из планов строительства объектов культуры, народного образования, здравоохранения, добиваться своевременного ввода их в эксплуатацию.
Поднимая вопросы земельной реформы, депутат отдельно останавливается на необходимости оказания всемерной помощи и поддержки фермерским хозяйствам. Он отмечает, что принятое в текущем году облисполкомом решение о создании в области для фермерских хозяйств пунктов проката сельскохозяйственной и специальной техники, транспортных средств с предоставлением широкого ассортимента услуг производственного характера до сегодняшнего дня остается невыполненным.
Особую озабоченность, говорится в содокладе, вызывает состояние взаимоотношений между городом и селом. В связи с переходом к рынку прежние отношения в форме шефских связей разрушились, а новые – на основе взаимовыгодных договоров – еще как следует не отлажены. В результате за последнее время обьем помощи города селу значительно сокращается. В этой связи предлагается облисполкому разработать конкретную программу и довести объем работ до каждого исполнителя взаимовыгодной основе.
***
Прения открыл председатель Бондарского районного Совета народных депутатов, первый секретарь Бондарского райкома Компартии РСФСР, депутат А. Голованев. Он начал выступление с критической оценки доклада, который, по его мнению, грешит старым стилем и оторванностью от реальной жизни. Обосновал депутат свое утверждение тем, что все приведенные докладчиком задания и расчеты опираются, как и раньше, на колхозы и совхозы, но не на реформированные, а на такие, какими мы привыкли их видеть до выхода в свет российских законов по аграрной реформе. Нам же пора сказать честно, что уже буквально завтра, а не в 1995 году, как это распланировано, наши хозяйства должны капитально реформироваться.
Я не хочу, говорит выступающий, как это сейчас стало модно, все причины трудностей в агропромышленном комплексе перекладывать на перестройку. Петля на шее колхозов и совхозов затягивалась и до этого. Но, опираясь на административно-командную систему, еще предпринимались попытки вдохнуть в них жизнь. Но сейчас эта система, хотели бы этого или не хотели, ушла в прошлое. Но не родились еще и новые формы и структуры. В результате не стало практически дисциплины на производстве, отсутствует привычное материально-техническое снабжение. Выход один – быстрее и активнее идти на реформирование экономики сельского хозяйства. Для этого у нас есть сейчас полный пакет соответствующих законодательных актов. Но как-то с большим трудом, со скрипом в области раскручивается весь механизм земельной реформы. Зачастую законы не действуют оттого, что просто никто не знает, как и какими путями исполнять их.
Но есть же у нас органы, которые на деле должны быть проводниками земельной реформы, я имею в виду аппараты агропромышленного комитета, комитета по земельной реформе. Но они тоже пока никак не могут отказаться от старого и все чего-то ждут. Даже те рекомендации и советы по проведению земельной реформы, которые поступают из Москвы, не доходят до села. Агропромышленный комитет области пока что занимает позицию какого-то стороннего наблюдателя, но отнюдь не непосредственного организатора и инициатора выполнения земельных законов. В итоге упущено самое главное – время, а с ним и начало перемен на селе, которые, и я верю в это, должны привести сначала к стабилизации, а затем к становлению нового сельского уклада, восстановлению прав собственности на землю, на другие средства производства. Я думаю, что сегодняшнее решение сессии должно быть прежде всего нацелено на то, чтобы наши советские, хозяйственные органы немедленно приступали к работе, не ждали чего-то, а шли вперед, меняя отношение к крестьянству.
На трибуне – председатель правления облпотребсоюза депутат Н. Ермаков. Отметив с сожалением, что в докладе не прозвучало ни слова о потребительской кооперации и ее проблемах, депутат проводит короткий анализ положения на сельском потребительском рынке за семь месяцев текущего года, называет цифры недопоставок в торговлю тех или иных товарных ресурсов. В частности, рыбы потребитель недополучил 1304 тонны, сельди – 148 тонн, чулочно-носочных изделий на 981 тысячу, кожаной обуви – на 1383 тысячи рублей. Жители нашей области забыли вкус и другие качества маргарина, тогда как в соседних Липецкой, Воронежской областях этот продукт продается без талонов.
Но нам, продолжает выступающий, такой товар не дают, требуют что-нибудь на обмен, а предложить-то нечего. Необходимы тамбовские товары, в области должен быть создан товарный обменный фонд. В свою очередь, потребкооперация проводит работу по изысканию недостающих ресурсов.
По мнению депутата, пора уходить от так называемых контрольных цифр. Какой смысл, например, записывать задание по производству плодов в количестве 44 тысяч тонн, если их нет? Формально расчеты представляются и по остальным видам продукции. В проекте решений доведены задания агропрому, другим сельскохозяйственным организациям, но нет ни слова о заданиях промышленным предприятиям по производству товаров народного потребления для села, огромный перечень которых уже давно представили торговле сельские жители.
С краткой исторической справки начал свое выступление председатель колхоза «Правда» Жердевского района депутат В. Жирков, чтобы на сравнениях показать достоинства и недостатки аграрной политики в разные периоды жизни страны, проанализировать причины подъемов и спадов в развитии сельского хозяйства. Вывод депутат делает один: будет достигнут эквивалент между селом и городом – снимется острота продовольственного вопроса, в противном случае никакие реформы, никакая частная собственность не помогут.
На примере своего колхоза выступающий показывает те огромные трудности, которые приходится переживать селу сегодня, в условиях непомерного повышения цен, расбалансированности шефских связей между горожанами и сельчанами.
Слово берет заместитель главного врача Мордовской центральной районной больницы депутат А. Колмыков. Без истинной заботы о здоровье людей невозможно решить никакие, даже самые вопиющие экономические проблемы – эта мысль красной нитью прошла через все его выступление. Сельское здравоохранение больно хроническими нехватками всего, начиная от кадров, жилья, медикаментов и кончая запчастями и бензином для «скорых». В течение последних лет на селе построен ряд врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц. Но этого крайне мало, потому что все равно более десятка сельских больниц продолжают оставаться в аварийных помещениях, в таком же положении 59 фапов. Ко многим объектам здравоохранения нет асфальтированных дорог, некоторые из них не телефонизированы. Кричащей проблемой стало отсутствие лекарств, необходимого медоборудования.
Если раньше, продолжал депутат, в деревню отправляли на отдых детей из городов, то сегодня приходится констатировать: заболеваемость туберкулезом, злокачественными опухолями у жителей села выше, чем у горожан. Растет производственный травматизм. Медленно решаются вопросы благоустройства села, жилищного строительства.
Депутат внес предложение о повышении зарплаты сельским медикам за счет средств агропромышленного комплекса. Учитывая большую нуждаемость медиков в жилье, предлагается выделять на область ежегодно 40-50 стандартных домиков целевым назначением для работников сельского здравоохранения. На базе такого домика, кстати, можно спроектировать модуль сельского акушерского пункта.
Вопросы экологии поднял в своем выступлении начальник цеха производственного объединения «Пигмент» депутат И. Филатьев. Промышленные предприятия АПК, говорит он, является одними из основных загрязнителей рек, губителями в них всего живого. Тревожит положение дел в «Тамбовагропромхимии», большая часть баз которой находится в неудовлетворительном состоянии. В колхозах и совхозах отсутствуют специализированные склады для хранения ядохимикатов. В то же время в хозяйствах скопились многие тонны пришедших в негодность и запрещенных к применению ядовитых химических веществ. Все об этом знают, но меры не принимаются.
В деятельности агропромышленного комплекса области, продолжил депутат, господствуют старые подходы и методы, приемлемые лишь для административно-командной системы управления экономикой, не выработан пока механизм включения и действия рыночных отношений, соответствующий республиканской аграрной политике. Не принимается во внимание и замалчивается ряд документов правительства России, в частности постановление «О дополнительных мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в РСФСР». По мнению выступающего, некоторые утверждения, приведенные в проекте решения сессии, направлены против политики руководства республики. Высказывает депутат и еще ряд критических замечаний по поводу доклада и проекта решения сессии.
Слово предоставляется директору госплемптицезавода «Арженка», депутату П. Сапелкину. Решение главной задачи, стоящей перед коллективом, то есть реконструкции предприятия, позволило, несмотря на архивозросшие цены на комбикорма, оборудование, стройматериалы, закончить первое полугодие с прибылью в 6,5 млн. рублей, начал выступающий. И далее он говорит о широком внедрении хозспособа, о мерах, предпринимаемых для обогащения рациона птицы витаминами. Все это в комплексе позволяет гарантированно производить 200 млн. штук яиц, 3,5 тысячи тонн мяса птицы в год.
Есть резервы увеличения производства этой продукции, но на пути их осуществления немало препятствий. Это недостаток зернофуража, слабое обеспечение сельскохозяйственной техникой, неудовлетворительное снабжение стройматериалами.
Мы не плачем, продолжал депутат, но надо понять, что протянуть более 40 км газопровода, газифицировать 5 крупных населенных пунктов только хозспособом очень и очень нелегко. Изучив проекты решений сессии, депутат вносит предложение: поручить соответствующей комиссии наработать предложения по сокращению строительства в городах области и передаче этих средств вместе с подрядчиками хотя бы на 30 процентов ежегодно на село. Правительство давно обещает начать решать проблему села, но пока одни слова. Если наша область будет инициатором в данном вопросе, тогда можно с уверенностью сказать о реальности наращивания производства продукции сельского хозяйства.
В последнее время в связи с разговорами о приближающейся безработице газеты стали публиковать сведения о профессиях, вытесняемых из общественно-экономической жизни. Парадоксально по этим данным видеть, что ненужными становятся образованные люди. Так начал свое выступление доцент Тамбовского государственного педагогического института депутат В. Баев.
История всегда мстит за пренебрежение мировым опытом, из которого вытекает, что главной ценностью является культурный и образованный человек. Поэтому необходимо удерживать в поле зрения вопросы образования, культуры и спорта, которые решались и решаются в области из рук вон плохо.
Главное – менять всю экономическую систему, которая пожирала народные деньги, порождая при при этом вечный дефицит. Но при любой системе экономика нуждается в умелых и ответственных организаторах производства. Исполкому и его председателю А. Рябову, разумеется, трудно советоваться с народом при назначении руководителей, но с представителями народа – депутатами необходимо. Пора бы понять, что времена меняются.
На этапе трудного перехода к новым формам собственности, новым взаимоотношениям в обществе нельзя позволить социальной сфере окончательно развалиться. Нехватка стройматериалов для ремонта и возведения объектов образования, спорта и культуры хватает за горло. Доставать эти материалы трудно, но можно. Когда надо отделывать личные кабинеты, пускаются в ход связи и не жалеются деньги. Откровенно говоря, заканчивает депутат, решить вопросы материально-технического снабжения институтов, школ учреждений культуры и спорта, используя местные ресурсы и промышленный потенциал, не так уж и трудно, если захотеть. Руководству области все некогда, руки не доходят. Сфера, в которой работают мои коллеги и, к сожалению, долгое время считалась непроизводительной и потому неприоритетной. В этом истоки многих нынешних трудностей. Она – эта сфера – «производит» человека, а промышленная лишь обслуживает его. Приоритеты гуманного и демократического социализма.
Завершаются прения выступлением начальника объединения «Тамбовагропромдорстрой» депутата А. Плуталова. Мы на местах сейчас, говорил он, с тревогой наблюдаем, как вместо цивилизованного рынка у нас в республике развертывается самый настоящий базар, причем в его первобытной форме. В нашей области от таких отношений страдают прежде всего дорожники. Ведь Тамбовщина не располагает природными запасами материалов, пригодных для дорожного строительства. А без дорог не будет решена проблема села, все останется на бумаге. Мне хотелось остановиться на тех проблемах, которые мешают работать нам в нашей области.
Первая из них – в планировании. Агропром доводит до нас план, под который дают мизерные ресурсы. Вторая – приниженный спрос к руководителю областного управления Главнефтеснаба В. Попову, который даже половину этих мизерных фондов не отоваривает. Как можно строить дороги в таких условиях? Кроме того, тормозом является распыленность объектов, число которых у нас доходит до 500. Претензии у дорожников и к налоговой инспекции области, производящей корректировку облагаемой прибыли на сумму роста оплаты труда. Далее депутат ведет речь о необходимости, учитывая специфику работы дорожников, открыть орс в объединении «Агропромдорстрой», выделять легковой транспорт для руководителей строительных подразделений на местах. Мы говорим все время о селе, о продовольственной программе, да как она может решаться, если у нас, сельских дорожников, забирают машины на уборку урожая и не думают, что каждый лишний построенный километр окупит себя с лихвой.
По обсуждаемому вопросу сессия приняла соответствующее решение.
Областной Совет народных депутатов обратился к местным Советам всех уровней, советским и хозяйственным органам, трудящимся области принять меры по ускорению комплексного развития АПК и социальной инфаструктуры, претворению в жизнь решений съездов народных депутатов СССР и РСФСР, других правительственных решений о приоритетном развитии села.
9 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.