Герои войны: Семён Алёшин

May 14, 2013 | Comments Off on Герои войны: Семён Алёшин

Готовность к смерти — тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.

М. Львов.

Недалеко от Ленинграда, у поселка Лемболово, среди вечнозеленых сосен и голубых озер Карельского перешейка вырос монументальный ансамбль «Лемболовская твердыня». Это часть Зеленого пояса Славы, необычного памятника защитникам города-героя в годы Великой Отечественной войны.

Раздвинув пласты земли, поднялась наклонная бетонная глыба, напоминающая своими формами танк. На стеле — изваяние женщины-матери, прикрывшей рукой ребенка. Впереди — фигуры воинов-защитников Ленинграда в момент яростной схватки с врагом.

Неподалеку другой монумент — гранитная стена. Вверху — скульптурное изображение трех авиаторов. Ниже золотом выбит текст:

«Близ станции Лемболово в июле 1942 года летчики 44-го авиаполка Ленинградского фронта капитан Алешин С.М., старший лейтенант Гончарук В.А., старший сержант Бобров Н.А. таранили самолетом артиллерийскую батарею противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР они посмертно удостоены звания Героя Советского Союза».

Затаив дыхание, люди смотрят на памятник героям. Кто они? Теперь мы знаем…

Алешин Семен Михеевич родился в 1911 году в селе Воронцовке Знаменского района Тамбовской области, капитан, командир звена Красознаменного скоростного 44- го бомбардировочного авиационного полка, коммунист, награжден орденом Ленина.

Гончарук Владимир Андреевич родился в 1913 году на Киевщине, старший лейтенант, штурман, коммунист.

Бобров Николай Александрович родился в 1921 году в Пензе, старший сержант, стрелок-радист, комсомолец, награжден орденом Красного Знамени.

В нашей памяти они никогда не постареют. Им сейчас столько же, сколько было в сорок втором: самому старшему тридцать один, самому младшему — на десять лет меньше.

В архиве Министерства обороны СССР сохранилась докладная записка участника боевого вылета 12 июля 1942 года стрелка-радиста 1-й эскадрильи 44-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка старшего сержанта Белых.

«При выполнении задания 12 июля 1942 года по уничтожению укрепленного пункта на высоте в районе Лемболово,— пишет он,— наше звено шло под командованием капитана Алешина. С рассветом самолеты поднялись в воздух, но погода мешала полету, заставила идти на высоте 300—400 метров в мелком дожде. При подходе к цели мы перестроились в кильватер. Цель, на которую вывел нас капитан Алешин, была точно под нами.

Противник обрушил весь свой зенитный огонь на самолет капитана Алешина. Машина загорелась. Но бомбы с самолета капитана Алешина одна за другой точно ложились по огневым вспышкам противника. Капитан Алешин резко ввел в пикирование объятый пламенем самолет и направил его в гущу артиллерийско-минометного огня противника. Капитан Алешин не пощадил своей жизни и погиб смертью героя в борьбе с немецким фашизмом, в борьбе за город Ленина».

А вот последние строки из наградного листа, подписанного комиссаром полка батальонным комиссаром Бурашниковым:

«Капитан Алешин не дрогнул перед опасностью и перед смертью, которой он пошел смело навстречу. Он резко ввел самолет в пикирование и устремился туда, откуда били шквальным огнем артиллерийские орудия и пулеметы противника по нашей наступающей пехоте… Подвиг капитана Алешина подтверждают наземные части, которые вели бои в этом районе».

Как складывался характер героя? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы внимательно изучаем всю жизнь, предшествовавшую этому мгновению.

Босоногий Воронцовский мальчуган Семен Алешин видел, как возвращались с мировой войны отцы его сверстников, как они потом уходили в Красную Армию сражаться за ту власть, которая дала им землю и волю. Вместе с другими сельскими мальчишками он видел, как с красными флагами радостно трудились на коммунистическом субботнике 1 мая 1920 года крестьяне Воронцовки. А потом видел Семен, как озверевшие головорезы из кулацких банд Антонова ворвались в село, убивали хороших людей, и кто знает, может быть, уже тогда зародилась в душе мальчика мечта бороться за ту жизнь, которую своею кровью завоевали отцы и деды.

—Трудные были те годы,— рассказывает сестра Семена Михеевича Клавдия Михеевна.— Семья у нас была большая — пятнадцать человек. Жизнь была очень тяжела, нечего было обуть, одеть. И все же Семен старательно учился. Окончив пять классов, он стал помогать отцу в хозяйстве, а потом уехал в Ростов, где уже работали старшие братья. Строил «Ростсельмаш», был чернорабочим, затем учился в школе фабрично-заводского ученичества. Стал слесарем-сборщиком комбайнов и продолжал учебу, теперь уже на рабфаке. Здесь приняли его в комсомол, здесь к нему пришла первая любовь — его будущая жена Вера Николаевна работала с ним в одном цехе.

В 1932 году по путевке комсомола Семен Алешин уехал учиться в Качинскую авиационную школу. Он летал па многих типах самолетов, одним из первых в полку освоил высотные полеты, настойчиво искал новое в летном деле, летал смело, инициативно. Во время боев с белофиннами в 1939—1940 гг. совершил 47 боевых вылетов, участвовал, как один из лучших летчиков, в первомайском параде в Москве в 1940 году. В этом же году стал членом Коммунистической партии.

С первых дней войны против немецко-фашистских захватчиков Семен Алешин участвовал в боях.

Экипаж скоростного бомбардировщика капитана Алешина летал днем и ночью на бомбежку вражеских аэродромов под Ленинградом. Много раз он обрушивал смертоносные удары на позиции дальнобойной артиллерии, обстреливавшей город Ленина, рвал железнодорожные пути и громил эшелоны и транспорты врага на станциях Мга, Тосно, Чудово, Луга, Красногвардейск.

Отличный летчик, Семен Алешин выполнял самые сложные специальные задания командования, за что в декабре 1941 года был награжден орденом Ленина. Выходы на цель и бомбовые удары Алешина всегда точны. Так было и 23 июня 1942 года, когда перед группой бомбардировщиков была поставлена задача пробиться к порту Котка (в Финском заливе), уничтожить нефтяные запасы и транспорты немцев. В составе группы шел и экипаж Алешина. При подходе к цели бомбардировщики попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Снаряды рвались рядом с самолетом. Алешин не свернул с боевого курса, бомбовыми ударами зажег один из транспортов противника. Столб пламени рванулся к небу и осветил караван вражеских кораблей. Шедшие за Алешиным летчики теперь прекрасно видели цель и точными ударами довершили дело, начатое им.

12 июля 1942 года звено Алешина получило приказ вы- . лететь на уничтожение укрепленного пункта противника в районе Лемболово. Это был его 117 боевой вылет.

С высоты монумента смотрят на нас герои, смотрят в будущее. Они живут в делах своих детей, в названиях улиц и школ, пионерских дружин и площадей, в нашем неудержимом стремлении вперед, к светлому будущему. Люди у монумента подолгу вглядываются в лица героев. Босоногий мальчуган бережно кладет к подножию монумента букет синих колокольчиков…

Л.Г. Дьячков



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind