Герои войны: Степан Перекальский

May 14, 2013 | Comments Off on Герои войны: Степан Перекальский

Песнями и сказкою
В пламенных строках
Имя Перекальского
Прозвенит в веках!

Из солдатской песни.

Среди жителей Курска нынче, пожалуй, нет человека, который бы не знал о подвиге Степана Николаевича Перекальского — командира 322-й стрелковой дивизии, сыгравшей важную роль в освобождении их родного города от гитлеровских захватчиков. Одна из площадей города носит имя отважного комдива, а на Никитском кладбище на могиле героя поставлен памятник.

В дни фронтового затишья Степан Николаевич часто вспоминал свое родное село Осино-Гаи — обыкновенное село на Тамбовщине, которое мало чем отличается от сотен ему подобных, вечную нужду бедняцкой семьи, рано умершую мать. Иногда он доставал из планшета дорогие сердцу фотографии, с которых смотрели на него глаза жены Лидии Исаевны, дочери Ады и сыновей Роальда и Георгия.

К началу войны Степан Николаевич прошел большой жизненный путь. Десятилетним мальчиком он стал работать у сельского кулака, в тринадцать — в булочной Федотова в Тамбове, затем здесь же на мыловаренном заводе Исаева. В январе семнадцатого Степан надел серую солдатскую шинель. Он стал рядовым в знаменитом гвардейском Волынском полку в Петрограде. Участвовал в свержении царизма, в революционных боях в Октябре.

В ноябре 1917 года Перекальский добровольцем вступил в 1-й сводный Петроградский красногвардейский отряд, а в марте 1918 года — в ряды Красной Армии. В этом же году Перекальский стал членом большевистской партии.

С оружием в руках он прошел через фронты гражданской войны, сражался против войск Украинской рады, воевал на Южном и Восточном фронтах. Агитатор-организатор Всероссийского комитета организации Красной Армии, заведующий отделом вооружения Тамбовского губернского военного комиссариата, комиссар штаба обороны Поворинского района Южного фронта, командир Тамбовского сводного отряда на Восточном фронте, курсант 1-х Московских пехотных курсов красных командиров, командир 193-го отдельного стрелкового батальона… Солдат партии, он сражался с врагами революции там, куда посылала его партия.

Окончилась гражданская война. Перекальский учится в Высшей тактической школе и остается в ней начальником и комиссаром курса. Затем была служба в Тифлисе командиром батальона и в Москве — заместителем командира полка.

В середине двадцатых годов партия взяла курс на социалистическую индустриализацию. Стране необходимы были умелые организаторы и руководители народного хозяйства. В 1926 году Московский комитет партии направляет Перекальского на работу в мукомольную промышленность. Вчерашний командир Красной Армии отдает все свои силы и знания этому новому поручению.

В первые же дни Великой Отечественной войны офицер запаса Перекальский снова надел военную форму. Он служит в штабе 34-й армии, а с декабря 1941 года командует 318-м стрелковым полком в 241-й стрелковой дивизии полковника И. Д. Черняховского. За героизм и мужество, умелое руководство боевыми действиями полка Перекальский был награжден орденом Красного Знамени.

В марте 1942 года в аттестации на присвоение очередного военного звания И. Д. Черняховский писал, что «полк, которым командует Перекальский, в прошедших боях показал стойкость, сплоченность, умение вести организованные наступательные бои в любых условиях», что его командир «смел, энергичен, своей храбростью в бою увлекает весь личный состав на выполнение боевой задачи», а в служебно-боевой характеристике, написанной в июле этого же года, И. Д. Черняховский снова отметил большой опыт Перекальского в руководстве боем в самых сложных условиях, умение принимать смелые решения, энергично и настойчиво проводить их в жизнь, отвагу и героизм. В выводе указано: «Желательно послать в Академию Генерального штаба. Тов. Перекальский достоин присвоения очередного военного звания «полковник» и выдвижения на должность командира стрелковой дивизии».

Окончив курсы при Высшей Военной академии, С.Н. Перекальский прибыл на Воронежский фронт в 60-ю армию генерала И.Д. Черняховского. Сначала работал в штабе армии, затем стал заместителем командира 172-й стрелковой дивизии.

Герой Советского Союза генерал армии П.Н. Лащенко, бывший в то время начальником оперативного отдела штаба 60-й армии, в своей книге «Из боя — в бой» пишет: «Однажды я увидел в кабинете командарма широкоплечего светловолосого подполковника лет 38 с крупной, посаженной на короткую сильную шею головой, слишком массивной даже для его коренастого тела.

—Вот и Перекальский! — любовно похлопывая по плечу старого сослуживца, отрекомендовал его Иван Данилович.

На людях Перекальский держался неприметно, был постоянно вроде бы чем-то недоволен и вообще производил впечатление человека инертного и заурядного. Короче, уже через неделю совместной с ним работы я поймал себя на недоуменной мысли: «И чего в нем находит особенного генерал Черняховский?».

Вскоре как-то мне со Степаном Николаевичем пришлось выехать в войска. Уже по дороге туда я подивился происшедшей с ним перемене. Вялый и скучный в обычное время, Перекальский сразу взбодрился и ожил, словно поездка на передовую сулила ему нечто приятное и интересное…

В боевой обстановке он чувствовал себя как рыба в воде. Все движения приобретали легкость, слова и жесты — уверенность, даже черты лица становились вроде бы тверже, взгляд — острее, голос — крепче. Энергия била в нем через край…

Бросалось в глаза и другое. Перекальский не только хорошо знал свое дело, но занимался им с любовью и увлечением… Он быстро завоевал не только любовь подчиненных, но и полнейшее их доверие».

Великая любовь к Родине, большой талант руководителя, природный ум, огромное трудолюбие формировали Степана Николаевича как крупного военного специалиста. В конце ноября 1942 года он был назначен заместителем командира 232-й стрелковой дивизии.

В середине января 1943 года войска Воронежского и Юго-Западного фронтов начали Острогожско-Россошанскую операцию. В результате ее была освобождена от оккупантов вся юго-западная часть Воронежской области. Несколькими днями позже началась Воронежско-Касторненская наступательная операция войск Воронежского и левого крыла Брянского фронтов. Разгромив крупные группировки немецко-фашистских войск (26 дивизий), наши войска полностью очистили от оккупантов все районы Воронежской области.

В этих боях части 232-й стрелковой дивизии нанесли врагу ряд серьезных ударов. В бою при прорыве обороны врага под селом Кочетовка (в 40 километрах южнее Воронежа) 25—27 января 1943 года Перекальский проявил исключительную инициативу и находчивость. Подразделения дивизии разгромили немецко-фашистский гарнизон в Кочетовке, уничтожили около двух тысяч солдат и офицеров врага, захватили много пленных и трофеев. Получив ранение, Перекальский не оставил поля боя и продолжал руководить боевыми действиями.

5 февраля, в разгар наступления войск Воронежского фронта на Курском направлении, Перекальский был назначен командиром 322-й стрелковой дивизии. Действуя на правом фланге 60-й армии, на стыке с войсками Брянского фронта, дивизия совершила за трое суток 120-километровый переход по занесенным снегом дорогам, вступила с хода в бой севернее железной дороги Касторное — Курск и с боями двигалась на запад. Успешно продвигались вперед и другие соединения 60-й армии. Враг поспешно отходил к Курску. Командующий армией генерал Черняховский решил стремительным ударом захватить Курск.

Дивизия Перекальского была одним из соединений, которые должны были выполнить эту задачу. Стремительно развивая наступление, части дивизии не дали врагу задержаться на ранее укрепленных рубежах, освободили 76 населенных пунктов, истребили свыше тысячи и захватили в плен 1080 солдат и офицеров противника, 39 орудий, 223 пулемета, 137 минометов, 1274 винтовки, 373 тысячи патронов, 43 автомашины и другие трофеи. 6 февраля Перекальский вывел свою дивизию на северо-западные подступы к Курску.

Обе стороны деятельно готовились к яростной схватке за город. Советское командование не ожидало легкого успеха, ибо противник организовал на подступах к городу и в самом городе прочную оборону, построил окопы с ходами сообщений, блиндажами с перекрытиями от тяжелых снарядов и авиабомб, создал мощные узлы сопротивления со множеством огневых точек. С командных высот гитлеровцы просматривали наше расположение, ежечасно обстреливая боевые порядки советских войск. В городе и его окрестностях были сосредоточены части пяти пехотных и одной танковой дивизии. Немецко-фашистское командование рассчитывало остановить советские войска и удержать за собой Курск. Если бы это удалось врагу, то части и соединения Красной Армии, ослабленные длительным наступлением, неминуемо были бы втянуты в длительные и изнурительные бои. Требовалось разгромить врага и освободить город как можно быстрее.

Генерал И.Д. Черняховский принял решение овладеть Курском обходным маневром. Для этого были созданы две ударные группы. Одна, в составе двух стрелковых дивизий и танковой бригады, должна была обойти Курск с севера, а другая, в составе усиленной стрелковой дивизии,— с юга. Остальные соединения армии продолжали наступление с востока.

В ночь на 7 февраля офицер связи доставил комдиву пакет. «Боевой приказ №0115 штаба 60-й армии. Щигры. 23 часа 50 минут 6 февраля 1943 года.

1. Курская группировка противника продолжает под давлением наших войск отходить к г. Курску.
2. Задача армии на 7 февраля 1943 года — уничтожить курскую группировку противника, овладеть г. Курск…

322-й стрелковой дивизии с приданными частями усиления с утра 7 февраля 1943′ года продолжать наступление в направлении Шегарево, Ушаково, Поповка, Жеребцово, имея ближайшей задачей — овладеть северной половиной Курска (севернее и северо-западнее улиц Юных Пионеров, Золотая, Рошаля) и выйти на западную окраину города. Требую решительных и энергичных действий по выполнению поставленных задач. Город Курск должен быть взят 7 февраля 1943 года».

Как видно из приказа, дивизии Перекальского отводилась решающая роль в овладении Курском.

До утра Степан Николаевич не смыкал глаз. Он внимательно всматривался в карту, стараясь еще и еще раз оценить слабые и сильные стороны врага, свои возможности, еще и еще раз уточнял свой план, спокойно и уверенно давал последние указания командирам частей.

Комдив решил атаковать Курск с двух сторон: двумя полками с севера, а третьим — с северо-запада. Это давало возможность рассечь оборону немцев и создать угрозу их окружения. Все было сделано для того, чтобы тесно взаимодействовали между собой не только полки, но и подразделения внутри каждого из них.

Комдив был уверен в успехе. И эта уверенность передавалась всем подчиненным.

Ночь с 7 на 8 февраля была решающей. Полки 322-й стрелковой дивизии и 248-й отдельной стрелковой бригады начали штурм города.

В критический момент штурма С.Н. Перекальский приехал на самый решающий участок — в батальон майора Харланова. Видимо, он рассчитывал, что, находясь в передовом батальоне, сможет оперативнее принимать решения в быстро изменяющейся обстановке боя, воодушевлять бойцов и командиров атакующих подразделений.

Вот что писала по горячим следам боев «Курская правда» о событиях, происшедших в ту ночь:

«Бойцы гвардии майора Харланова бросились в атаку. Под шквалом непрерывного огня они упорно двигались вперед, с боем брали каждый метр. Когда подразделение подходило к населенному пункту, за которым начинался Курск, немцы усилили сопротивление. В бой вступали все новые и новые огневые точки. Наша атака захлебнулась. Еще через некоторое время Харланов попытался броситься на штурм вражеских укреплений, но не добился успеха и занял оборону. Немцы готовились к контратаке. Они накапливали здесь войска и собирались отбросить бойцов на исходные рубежи. Когда харлановцы, закопавшись в землю, готовились к отражению атак врага, на этот участок фронта прибыл комдив Перекальский. Уточнив обстановку, он лично осмотрел весь передний край обороны и только после этого, все взвесив и обсудив, отдал приказ передвинуться левее занимаемого рубежа.

Утром началась третья атака. Вместе с командиром подразделения был и Перекальский. Красноармейцы истребляли немцев губительным пулеметным огнем, забрасывали гранатами. Фашисты не выдержали. Они оставили сильно укрепленную оборонительную линию и бросились в бегство.

По пятам преследовали гитлеровцев отважные советские воины. Когда у самого города противник попытался перейти в контратаку, Перекальский выхватил пистолет и с криком: «За Родину!» — бросился на врага. Десятки орудий, сотни автомашин, пулеметов бросили немцы. Они бежали в Курск.

У стен древнего русского города неприятельская пуля оборвала славную жизнь Степана Николаевича Перекальского, члена ВКП(б) с 1918 года, ветерана гражданской войны. Холодный зимний ветер принес в цепи наступающих бойцов последние слова командира: «Орлы мои, вы видите Курск? Возьмите его. Не опозорьте чести своей!».

Личная отвага и бесстрашие командира дивизии увлекли за собой воинов и помогли одержать победу над сильным врагом. Они выполнили приказ комдива — в этот день Красное знамя взвилось над освобожденным Курском.

С.Н. Перекальский погиб в расцвете сил, ему не исполнилось еще сорока пяти лет. В наградном листе, представленном Военным советом 60-й армии, сказано: «За умелое руководство частями дивизии, инициативу и решительность, за личную до последней минуты храбрость и геройство исполняющий должность командира 322-й стрелковой дивизии подполковник Перекальский достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза».

Это звание ему было посмертно присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1943 года. К этому времени Перекальскому было присвоено очередное военное звание — полковник.

Бойцы и командиры поклялись беспощадно мстить врагу за смерть своего комдива. О нем они сложили песню, с которой шли на запад. Есть в ней такие строки:

Умирая, звал он нас:
«На врага вперед —
За страну, за Родину,
За родной народ!»
Песнями и сказкою
В пламенных строках
Имя Перекальского
Прозвенит в веках!

Славный боевой путь прошла 322-я стрелковая дивизия. Она заслужила в боях почетное наименование «Житомирская», была награждена орденами Красного Знамени и Суворова II степени. Свой боевой путь воины дивизии закончили у берегов реки Влтавы в Чехословакии в мае победного сорок пятого.

…Площадь имени Перекальского. Каждый день проходя по ней, тысячи курян вспоминают, что она названа в честь героя-комдива, отдавшего жизнь за освобождение их родного города.

Л.Г. Дьячков



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind