May
14
Герои войны: Иван Фирсов
May 14, 2013 | Comments Off on Герои войны: Иван Фирсов
…Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
Л. Ошанин.
Как-то на празднование юбилея Советских Вооруженных Сил в одну из прославленных частей приехал Герой Советского Союза Иван Иванович Фирсов.
С восхищением слушали молодые воины рассказ Фирсова о подвигах однополчан. Но вот о себе гость упомянул лишь мельком. Не мастер Иван Иванович рассказывать, да и не любит говорить о себе. А ведь сколько трудных фронтовых дорог, сколько боев позади!
На фронт Иван Фирсов пошел в 1942 году. Крепкого выносливого воина, уже до войны отслужившего срок действительной службы, назначили станковым пулеметчиком. Сражался под Сталинградом, потом часть перебросили под Курск. Здесь Фирсов стал командиром расчета. Не раз он отбивал атаки фашистов и наносил им большие потери.
Но особенно отличился сержант Фирсов при форсировании гвардейской стрелковой дивизией Днепра и Припяти в сентябре 1943 года под Черниговом.
В ходе боев наше командование, стремясь вывести один из батальонов из-под прямого удара противника, приняло решение оттянуть батальон назад, на более выгодный рубеж. Отход должны были прикрыть станковые пулеметчики.
Заметив перегруппировку, гитлеровцы открыли шквальный огонь из всех видов оружия. Их самолеты под вой сирен неистово бомбили позиции советских воинов. Большой группе вражеских солдат удалось пробраться к командному пункту нашего батальона, расположившемуся у стога сена. Вот гитлеровцы уже бросились вперед, охватывая стог с флангов. Фирсов открыл огонь. Сразу же упало убитыми несколько фашистов, а остальные откатились назад.
После этого противник начал атаки на всем участке батальона. Фашисты старались не дать закрепиться ему на новом рубеже. Главный удар наносился на том участке, где находился расчет Фирсова. Целая рота гитлеровцев направилась сюда. Наши стрелки уже отошли, и на позиции остался лишь расчет Фирсова. Подпустив немцев метров на 150, Фирсов нажал на гашетку пулемета. «Максим» зарокотал длинными очередями. Несколько гитлеровцев было убито, а оставшиеся в живых поползли к своим траншеям. Вскоре враг повторил атаку, но и она была отбита. Около 70 вражеских солдат и офицеров остались лежать на поле боя, сраженные меткими очередями Фирсова. Рассвирепевшие гитлеровцы бросились на позиции пулеметного расчета. Из всех номеров расчета в строю остался один Фирсов. Он подпустил немцев на самое близкое расстояние и бил в упор, а фашисты все лезли вперед. Нужно было отходить. Фирсов взял стреляную ленту, один конец ее привязал к ноге, другой — за ствол пулемета и пополз.
Время от времени он останавливался, давал очередь по наседавшим фашистам и полз дальше. Так он добрался до своего батальона и спас пулемет.
Когда подошли к Днепру, расчет Фирсова получил приказ занять огневую позицию на правом берегу и прикрывать с нее форсирование реки. Трудная задача для пулеметного расчета: переплыть большую реку под ураганным огнем врага, да еще со станковым пулеметом.
Вместе со вторым номером, красноармейцем Чичковым, Иван нашел небольшую лодку. Плыть на ней могли только два человека. Погрузили пулемет и коробки с лентами и отчалили. Чичков греб, Фирсов лежал за пулеметом. Плыли тихо, и казалось, уже добрались до правого берега, где у самого уреза воды находилась первая траншея гитлеровцев. Но враги заметили лодку и открыли по ней огонь. Фирсов ответил пулеметными очередями. Фашисты открыли огонь из миномета. Мины рвались со всех сторон утлого рыбачьего челнока. Две из них разорвались совсем рядом, лодку захлестнуло водой, и она стала тонуть. Фирсов и Чичков прыгнули в воду и поплыли рядом с лодкой, придерживая ее руками. Но оба чувствовали, что так им до берега не добраться.
—Плыви к берегу, разыщи веревку или проволоку,— сказал Фирсов Чичкову.
Охнул еще один разрыв, и огромный водяной столб поднялся около лодки. Фирсов очутился под водой. Вынырнув, он быстро осмотрелся по сторонам. Лодка цела, «максим» тоже.
Тем временем Чичков добрался до берега, разыскал старый кабель, один конец его закрепил на берегу, а с другим поплыл к лодке. Кабель привязали к лодке, быстро вытащили ее на берег, заняли позицию и открыли огонь. Вскоре переправились и другие бойцы.
—Целый день наш расчет вел ожесточенный бой с пехотой противника. Враги старались сбросить нас в Днепр. Но мы не только удержались на занятой позиции, но с наступлением темноты обеспечили прикрытие всему нашему гвардейскому стрелковому полку, форсировавшему Днепр,— вспоминает Фирсов.
За этот подвиг Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 октября 1943 года присвоил младшему сержанту Фирсову звание Героя Советского Союза.
Командующий войсками 13-й армии генерал-лейтенант Н.П. Пухов и член Военного совета армии генерал-майор М. А. Козлов прислали герою письмо, поздравили его с высшей правительственной наградой и пожелали успехов в борьбе с немецкими оккупантами. А политотдел армии выпустил специальную листовку, в которой рассказывалось о подвиге Фирсова: «Вперед и только вперед, доблестные сыны советского народа,— говорилось в ней.— Пример того, как нужно умело бить врага, показывают нам лучшие воины нашей армии. Герой Советского Союза пулеметчик Иван Фирсов в совершенстве овладел станковым пулеметом, только в двух боях истребил больше 130 фашистов».
За боевые заслуги Фирсов был также награжден орденом Красного Знамени и американским военным орденом «Серебряная звезда».
Воспитанник Коммунистической партии и Ленинского комсомола Иван Иванович Фирсов прошел с боями путь до Варшавы. Но в конце 1944 года был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале вернулся в свое родное село Новоникольское Мичуринского района. Там он живет и трудится.
Л.Г. Дьячков
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.