May
14
Герои войны: Александр Бербешкин
May 14, 2013 | Comments Off on Герои войны: Александр Бербешкин
Он первым шел сквозь дым пожарищ,
И смерть его в бою подстерегла,
Но та дорога, где упал товарищ,
Мою страну к победе привела.
С. Гребенников, Н. Добронравов.
—Вы хотите, чтобы я рассказала вам о Саше? — переспросила Зоя Андреевна.— Да, о нем должны знать в его родном крае. Теперь Сашиным сверстникам уже за пятьдесят. А когда началась война, он был совсем молодым — ему было всего двадцать пять. Таким он навсегда останется в моей памяти.
Саша родился в селе Караваино Инжавинского района. Там жила наша большая дружная семья. Мы, три сестры, очень любили нашего старшего брата Сашу за жизнерадостность, доброту, настойчивость и мужество. С самого раннего детства он был примером для нас. Он платил нам ответной любовью и привязанностью, никогда не отмахивался от наших детских просьб, всегда был внимателен к нам. Когда семья переехала в Рассказово, Саша учился там сначала в школе №1, а затем — в школе №3. Учился он всегда хорошо: у него были круглые пятерки. Саша был верным другом, и ребята охотно дружили с ним. В нашем доме всегда было много детей. Они вместе готовили уроки, играли около нашего дома. Саша был спокойным, уравновешенным и общительным мальчиком. Эти качества он пронес через всю свою короткую жизнь.
Окончив среднюю школу, Александр Бербешкин поступил в Тамбовский промышленно-экономический техникум, а затем в институт народнохозяйственного учета в городе Воронеже. Работал в Красноярском краевом управлении народного хозяйства, а после службы в Красной Армии — председателем районной плановой комиссии в Мучкапе. Когда началась война, одним из первых, как командир запаса, был призван в армию.
Молодому офицеру сразу доверили важную работу — он был назначен помощником начальника артиллерийско-техничеекого снабжения одной из дивизий Брянского фронта, а вскоре — помощником начальника оперативного отделения штаба стрелковой бригады.
В разгар боев под Сталинградом Александр Бербешкин стал помощником начальника штаба, а затем командиром батальона 344-го стрелкового полка 138-й стрелковой дивизии. Дивизия имела славные боевые традиции, была награждена орденом Красного Знамени за доблесть и мужество ее бойцов в боях против белофиннов. В Сталинграде ее называли «дивизия Людникова» по имени командира — полковника И.И. Людникова. В октябре — ноябре 1942 года дивизия вела тяжелые бои в районе сталинградского завода «Баррикады» против превосходящих сил врага, пытавшегося прорваться к Волге.
Герой Советского Союза генерал-полковник И.И. Людников в своей книге «Дорога длиною в жизнь» пишет:
«Батальонный комиссар Фомин из 344-го полка показал мне письмо убитого гитлеровского офицера, принесенное нашими разведчиками: «Нам надо дойти до Волги. Мы ее видим — до нее меньше километра. Нас постоянно поддерживает авиация и артиллерия. Мы сражаемся как одержимые, а к реке пробиться не можем. Вся война во Франции продолжалась меньше, чем за один приволжский завод. Мы брали крупные города и теряли при этом меньше людей, чем на этом проклятом клочке земли. Против нас, вероятно, сражаются смертники. Они не получают подкреплений, так как мы контролируем переправу. Они просто решили сражаться до последнего солдата, а сколько их там осталось — последних? И когда этому аду наступит конец?»
Генерал И.И. Людников в своей книге высоко оценивает действия командиров 344-го стрелкового полка, в том числе и Александра Андреевича Бербешкина. Он называет его замечательным командиром.
«Смело и искусно действовали штурмовые группы из батальона старшего лейтенанта А. А. Бербешкина. Им и предстояло захватить дом №41 на Прибалтийской улице (на наших картах дома имели свою нумерацию) — самый крупный опорный пункт противника. Раньше в этом доме находился командный пункт 344-го полка, и Коноваленко (командир 344-го полка.— Ред.) знал, что с этого пункта оборона противника просматривается и простреливается до центральных ворот завода «Баррикады». Вот потому так важно было овладеть домом №41. Бойцам из батальона Бербешкина это удалось».
Противник усиливал нажим на позиции дивизии, вводил в бой новые резервы. Только 11 ноября 1942 года немцы предприняли шесть атак. 13 ноября враг повел наступление на левый фланг дивизии Людникова. Группа прикрытия левого фланга вскоре была полностью уничтожена, и около семидесяти фашистских автоматчиков просочились в тыл дивизии в районе огневых позиций минометной батареи 344-го стрелкового полка.
Вместе с другими офицерами штаба полка капитан Бербешкин собрал всех способных вести бой и организовал круговую оборону. Минометчики стояли насмерть, бой перешел в рукопашную схватку. Группе немецких автоматчиков удалось пробиться в район командного пункта штаба дивизии, и тогда в бой были введены остатки саперного батальона и комендантского взвода — всего восемнадцать человек — и офицеры штаба дивизии во главе с полковником Людниковым. Смелой контратакой удалось уничтожить немецких автоматчиков.
Когда погиб почти весь личный состав 241-го полка, немцам удалось выйти к Волге южнее завода «Баррикады». Оставшиеся в дивизии пятьсот бойцов и офицеров, отрезанные от главных сил армии, на клочке земли у Волги отражали удары с севера, запада и юга трех немецких дивизий. Пополнение личным составом, доставка боеприпасов и продовольствия, эвакуация раненых стали почти невозможны. Снабжение защитников «острова Людникова» — так на фронте прозвали район обороны 138-й стрелковой дивизии — приходилось вести через реку Денежная Воложка, отделявшую дивизию от острова Зайцевский, и через Волгу на небольших рыбачьих лодках, под непрерывным огнем врага.
12 ноября на Волге начался ледостав. Сильные ветры и ледостав сорвали лодочную переправу. 14 ноября кончились все запасы продовольствия и боеприпасы. Голодали не только здоровые, но и раненые. С каждым днем их становилось все больше и больше. Не хватало перевязочных материалов и медикаментов. Ограниченные размеры плацдарма не позволяли использовать для снабжения дивизии самолеты — сбрасываемые грузовые парашюты с боеприпасами и продовольствием попадали большей частью в реку или в район расположения противника. В невероятных, казалось бы, условиях, ценой огромного труда и мужества моряков Волжской военной флотилии сообщение «острова Людникова» с левым берегом было в конце концов налажено.
За бои в Сталинграде дивизия была награждена орденом Ленина и получила наименование «гвардейской». 344-й стрелковый полк, в котором служил Александр Бербешкин, был преобразован в 203-й гвардейский и награжден орденом Красного Знамени.
Ныне на том клочке земли, где дрались гвардейцы, установлен памятник. На его мраморе выбиты слова:
«В ноябре — декабре 1942 года здесь проходил передний край обороны Краснознаменной 138-й стрелковой дивизии.
Дивизия под командованием полковника Людникова, будучи полуокруженной, героически защищала эту территорию, названную «остров Людникова», отбила все атаки противника и участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом».
За бои в городе Сталинграде Александр Андреевич был награжден орденом Красной Звезды.
Беспримерный героизм проявили воины 203-го гвардейского стрелкового полка летом 1943 года в боях на Курской дуге. С рассвета 5 июля — с первого дня немецкого наступления — и до 12 июля в районе Ольховатки под Понырями, находясь на направлении главного удара немецко-фашистских войск, полк отбил 16 яростных атак противника. В этих атаках участвовало в общей сложности 250 танков и самоходных установок врага. Фашистская авиация сделала около 1500 самолетовылетов на позиции полка. Гвардейцы стояли насмерть. Когда немецкие танки прорвались к траншеям полка, раздавили наши противотанковые и полевые орудия, советские воины уничтожали вражеские танки минами и гранатами. В этих схватках лично участвовали командир полка майор В.А. Коноваленко и командир батальона майор А. А. Бербешкин.
За отличные боевые действия на курско-орловском направлении 70-я гвардейская стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина. Почти все воины были награждены орденами и медалями.
Я держу в руках пожелтевшие листы фронтового письма А.А. Бербешкина родным:
«13 июля,— пишет он,— в день именин, а это интересное совпадение, я получил вторую правительственную награду — орден Красного Знамени и очередное звание — гвардии майор… Я частично отомстил… за всех своих близких, дорогих и за Родину. Но это только преддверие, впереди еще многое, и верьте мне, что ваш сын и брат будет драться так же… Наш девиз — вперед, на запад!»
Несмотря на сильное сопротивление врага, воины дивизии упорно продвигались вперед. Внезапным ударом, с ходу они освободили от врага город Глухов, с боями форсировали реки Сейм и Десну и вышли к Днепру.
Участок, где предстояло форсировать реку, был очень труден. Там Припять впадает в Днепр. В междуречье — непроходимые плавни, болота, заросли камыша и кустарника. Скорость течения реки и глубина ее велики.
—При форсировании Днепра,— вспоминает командир 70-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майор И.А. Гусев,— учитывая превосходство в силах противника, я просил Александра Андреевича быть осторожным в действиях до подхода и установки на позициях нашей артиллерии и минометов.
Но разве можно было удержать человека со столь страшной ненавистью к врагу от решительных действий! В это время противник, прикрываясь двумя столь значительными водными преградами, как Днепр и Припять, в дубовой роще отмечал какое-то свое торжество: играла музыка и небо сияло от салютов.
Наш любимец Саша со своим батальоном бесшумно уничтожил охранение противника и, под прикрытием темноты незаметно подойдя вплотную к торжествующему врагу, засыпал его шквалом автоматного огня и до рассвета уничтожил штаб немецкой дивизии, захватив при этом весьма ценные документы.
В ночь на 20 сентября 1943 года воины дивизии на подручных средствах внезапно форсировали Днепр и захватили плацдарм в районах Теремцы, Домантово и за рекой Припять в Осташеве раньше, чем гитлеровцы сумели отойти на западный берег реки.
Закипели тяжелые бои за удержание плацдармов. К середине дня 21 сентября противник начал яростные контратаки. 2-й и 3-й батальоны 203-го полка под командованием майора А.А. Бербешкина и майора В.М. Косорукова отражали ожесточенные, переходящие в рукопашные схватки атаки гитлеровцев. С помощью прибывших подкреплений плацдармы были удержаны и расширены и на них стали выдвигаться основные силы 13-й армии.
Действия воинов 70-й гвардейской стрелковой дивизии были по достоинству оценены Советским правительством. 40 из них стали Героями Советского Союза, и в их числе были командир батальона Александр Андреевич Бербешкин и командир полка Владимир Ануфриевич Коноваленко.
В представлении к награждению майора А.А. Бербешкина указано, что за время летних наступательных боев его батальон полностью разгромил 346-й пехотный и 217-й артиллерийский полки немцев, частично 311-й пехотный полк и полностью штаб пехотной дивизии врага, захватил 27 орудий, 250 автомашин, 15 радиостанций, 300 повозок с военным имуществом и уничтожил свыше 2 тысяч солдат и офицеров противника, первым форсировал реки Сейм, Десну, с ходу переправился через реки Днепр и Припять и захватил плацдарм на правом берегу Днепра, а затем обеспечил переправу полка, частей дивизии и корпуса на захваченный плацдарм.
Во многих боях участвовал после этого коммунист А. А. Бербешкин. Заменив своего друга Героя Советского Союза подполковника Владимира Коноваленко, погибшего в бою, Александр Бербешкин стал командиром 203-го гвардейского стрелкового полка. Ему было присвоено звание подполковника.
И.А. Гусев, вспоминая теперь уже далекие годы войны и своих боевых друзей, пишет:
«Александр Андреевич был человек с большим чистым сердцем. Он был беспредельно предан партии Ленина, любил Родину и свой народ, постоянно проявлял большую заботу о подчиненных и умело готовил их к боевым действиям. Личная его храбрость, инициатива и умение быстро принимать решения в сложной боевой обстановке постоянно обеспечивали успех.
Александр Андреевич был любимцем своих подчиненных, да и всего личного состава полка и дивизии, всех, кто встречался с ним. Веселый, жизнерадостный, весьма обаятельный человек, он привлекал к себе людей…»
Молодой командир полка пал смертью храбрых весной 1944 года. Он похоронен в небольшом украинском городке Городенка Ивано-Франковской области.
Ему было всего двадцать восемь лет, когда он командовал гвардейским полком. Недолгая, но яркая жизнь простого советского человека, одного из храбрейших бойцов бывшей 70-й гвардейской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, для многих поколений будет примером горячей любви к Родине.
Л.Г. Дьячков
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.