И тех, кто пал под шквальным градом.
И тех, кто выжил в том бою,
Отчизна-мать поставит рядом,
Как славу вечную свою.

П. Носков

Всю войну Николай Александрович Кисляк провоевал на Черном море, а уйдя в отставку, поселился в большом приморском городе Николаеве, ставшем для него родным. Здесь, в Николаеве, молодого военного летчика застала война, здесь он одержал свою первую победу над врагом. Но Николай Александрович помнит и любит и другие города: Тамбов, где он родился и провел свое детство, Ленинград, где работал токарем и учился на рабфаке, Чугуев, где окончил военно-авиационное училище и получил путевку в небо.

8 августа 1941 года Николай Кисляк, тогда еще совсем молодой летчик истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Черноморского флота возвращался с товарищами на аэродром после отражения налета фашистских бомбардировщиков на советскую базу. Вдруг из-за облаков вынырнул «Хеншель-126» — немецкий самолет-разведчик. Фашистский летчик, видимо, хотел заснять результаты налета своих бомбардировщиков. Кисляк первым увидел его и смело пошел на сближение. В завязавшемся бою советскому летчику удалось поджечь вражеский самолет. Объятый пламенем, он факелом полетел вниз. Первая победа! Она не забывается никогда.

В тяжелые дни осени 1941 года, когда враг рвался в Крым, лейтенант Кисляк сражался в небе над Перекопом и Севастополем, охранял с воздуха советские морские транспорты, которые доставляли подкрепления в Крым и увозили больных, раненых, женщин и детей.

17 октября 1941 года в летной книжке нашего земляка появилась новая запись: «В районе Кубани сбил самолет противника «Мессершмитт-109».

Замечательной чертой Николая Кисляка была постоянная готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу. Однажды он прикрывал наши бомбардировщики недалеко от Керчи. Зоркий глаз советского пилота заметил в небе бомбардировщик «Юнкерс-88», приближавшийся к нашему судну. Минуты решали судьбу корабля и его экипажа. Николай Кисляк стал преследовать фашиста, а затем вошел в стремительное пике и в упор всадил в самолет врага две очереди из пушек и пулеметов. Не выполнив своего черного дела, фашистский пират упал в воду недалеко от советского корабля. Когда Кисляк сделал круг над кораблем, он увидел, как моряки восторженно приветствовали его победу.

В боях с врагом росло мастерство и закалялась воля Николая Кисляка. Увеличивался счет сбитых самолетов. 29 октября 1942 года в районе Бахчисарая он сбил фашистский истребитель, 30 июня 1943 года в районе Мефодиевки одержал новую победу, 22 сентября этого же года в паре с ведомым в районе Железного Рога сбил «Фокке-Вульф-190», а 30 сентября еще один «мессер» в районе Юзкуя.

За стойкость и героизм в борьбе с врагом истребительный авиаполк, в котором служил Николай Александрович, был награжден орденом Красного Знамени, а на груди Кисляка и всех его однополчан появился знак с изображением рубиновой звезды и флага с надписью «Гвардия».

В новых схватках с врагом наш земляк не посрамил славу гвардейского полка. 8 октября 1943 года четверка истребителей во главе со старшим лейтенантом Кисляком сопровождала двух разведчиков на фотографирование фарватера у города Геническ. Когда наши самолеты подходили к цели, немцы подняли в воздух восьмерку истребителей «Фокке-Вульф-190». Несмотря на численное превосходство противника, гвардейцы смело вступили в бой. Ведущий первым пустил меткие очереди по фашисту, и на глазах у всех один «фокке-вульф» качнулся, перешел в резкое пике и с ревом врезался в море.

—Есть один! — радостно закричал Николай и тут же выбрал себе новую цель.

Зайдя в лоб другой фашистской машине, Кисляк одновременным ударом из пушек и пулеметов зажег правое крыло, а затем и мотор вражеского истребителя. Резко снижаясь и оставляя за собой черную дугу, он пошел вниз.

—Есть второй! — услышали советские летчики в шлемофонах голос командира.

Потеряв в схватке пять машин из восьми, фашистские летчики прекратили бой и убрались восвояси. Так группа Кисляка умелыми действиями не только обеспечила выполнение задач разведки, но и нанесла большой урон врагу.

Когда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков из Крыма и с Южной Украины, полк Николая Кисляка вел бои в тех же районах, где начинал войну. За участие в освобождении города Николаева он получил почетное наименование «Николаевский».

Немало боевых вылетов сделал в то время капитан Кисляк. Он искал и уничтожал транспортные самолеты врага, сопровождал свои бомбардировщики при нанесении ими ударов по немецким морским караванам, летал на разведку и «свободную охоту».

10 января 1944 года Кисляк в паре со своим ведомым на траверзе города Евпатории далеко в море обнаружил большую группу немецких транспортных самолетов «Юнкерс-52». Они доставляли подкрепление и боеприпасы частям гитлеровской армии, отрезанным в Крыму.

Вражеские летчики были опытны: они вели машины сомкнутым строем, прижимаясь к воде. В случае нападения истребителей это обеспечивало им сильную оборону. «Юнкерсов» было около тридцати, но, несмотря па это, двойка советских истребителей решила атаковать врага. Шквальным огнем встретили враги Кисляка и его напарника. Применяя головокружительные маневры, советские летчики продолжают атаки, заходят с разных сторон, выискивая слабые места во вражеской обороне, и добиваются внушительной победы. В этом бою фашисты потеряли четыре машины. Во время схватки вражеский снаряд попал в самолет Кисляка и повредил бензосистему. Но летчик сумел благополучно добраться до своего аэродрома.

Много раз после этого боя Кисляк продолжал водить группы истребителей, прикрывающих советские бомбардировщики, для нанесения ударов по врагу в районах Керчи, Ялты, Феодосии и Севастополя и всегда образцово выполнял задания, не имея потерь. Он штурмовал корабли и баржи немецкого десанта, пытавшегося высадиться на Кинбурнской косе.

В дни стремительного наступления Красной Армии на Украине и в Молдавии гвардии капитан Кисляк штурмовал колонны отступавших фашистских войск. По три и больше вылетов в день делал в то время коммунист Николай Кисляк. Он прикрывал советские войска при форсировании Днестровского лимана и высадке морских десантов в Килии и Вилкове (в устье Дуная).

Более трехсот боевых вылетов совершил в годы войны наш замечательный земляк. Он участвовал в 50 воздушных боях, сбил 12 вражеских самолетов, 29 раз эффективно штурмовал скопления войск и техники противника.

За заслуги в боях Николай Александрович Кисляк был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа», а 6 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

После войны ветеран морской авиации еще много лет отдал службе в Вооруженных Силах.

Л.Г. Дьячков



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind