May
20
Герои войны: Николай Филиппов
May 20, 2013 | Comments Off on Герои войны: Николай Филиппов
На мрамор занести б всех поименно
Солдат России, чтоб в века, в века,
Да чтоб над этим мрамором знамена
Простреленные рвались в облака.
И надписи на мраморе гласили б
«Сынам родным, повергнувшим Берлин,
От благодарной матери России!»
…И теплым ветром веяло с долин.
А. Прокофьев.
Не все, наверное, знают, что в наступлении советских войск на Берлин в апреле 1945 года вместе с частями Красной Армии принимали участие и моряки Днепровской Кразнознаменной военной флотилии. Командование 1-го Белорусского фронта решило использовать речные корабли для форсирования рек Одер и Шпрее.
На рассвете 16 апреля корабли Днепровской военной флотилии огнем своей артиллерии помогли сломить оборону гитлеровцев на левом берегу Одера, форсировать реку, высадить десанты и захватить плацдармы в районах Хохензватен, Шведт и в других пунктах.
Во время подготовки к штурму Берлина командование фронта передало в распоряжение 5-й ударной армии отдельный отряд полуглиссеров из Краснознаменной бригады речных кораблей. Отрядом командовал лейтенант М. М. Калинин. Морякам вместе с воинами 9-го Краснознаменного стрелкового корпуса предстояло первыми форсировать водную преграду — Шпрее.
В районе города Кюстрин 11 полуглиссеров были погружены на автомашины и вместе со своими экипажами двинулись вперед. К концу дня 22 апреля части корпуса вышли к одетым в камень берегам Шпрее на юго-восточной окраине Берлина в районе электростанций Руммельсбург, Клингенберг и к югу от них.
Ширина реки здесь доходила до 300—350 метров, мостов не было, поэтому предполагалось, что форсирование реки в этом месте будет неожиданным для противника. Главное теперь заключалось в том, чтобы удар был стремительным, смелым и неожиданным.
Командованию отряда полуглиссеров предстояло организовать три пункта переправ и перебросить через реку передовые группы 230-й и 301-й стрелковых дивизий.
Автомашины с катерами на борту в полночь скрытно выдвинулись из Карлсхорста к пунктам переправ в районах верфи, ресторана и купальни Вильгельмстранд. Здесь катера спустили на воду, на них погрузились бойцы передовых отрядов.
Первым повел к западному берегу свой катер под №111 старшина II статьи коммунист Михаил Сотников. На борту полуглиссера плечом к плечу плотно сидели 15 храбрецов с пулеметами, автоматами, гранатами. Среди них был и старший краснофлотец Николай Филиппов. Немцы осветили ракетами и прожекторами плес реки и открыли сильный огонь. Маневрируя между вздыбившимися водяными столбами, катер мчался к вражескому берегу. В 1 час 45 минут первая группа десантников высадилась на берлинских набережных.
Через несколько минут Сотников принял на борт новую группу десантников. Начали переброску групп и другие катера.
Стремясь всеми силами сорвать переправу, противник усилил огонь по судам и пунктам посадки. Командир отряда принял смелое решение: на одном из катеров он вышел на середину реки и под огнем врага стал руководить переправой. По его команде полуглиссеры вылетали из прикрытий и устремлялись к вражескому берегу. Ловко маневрируя, они пересекали вспенившуюся от разрывов снарядов и мин, простреливаемую насквозь кинжальным огнем реку.
Во время третьего рейса смертельно раненный командир катера Михаил Сотников выпустил из рук штурвал. Его заменил моторист старший краснофлотец Николай Баранов. Прорвавшись сквозь разрывы снарядов, он высадил очередную группу десантников, но при возвращении у самого берега был ранен осколком мины. Командиром полуглиссера был назначен старший краснофлотец моторист Николай Филиппов.
Всю ночь до рассвета Николай крепко держал в руках штурвал маленького боевого корабля, переправляя группу за группой. Утром, когда катер в который уже раз подходил к вражескому берегу, он попал под прицельный огонь. Разрывом мины разворотило носовую часть. Несколько десантников были тяжело ранены. Бойцы заколебались. В этой сложной обстановке Николай не растерялся. Он приказал пулеметчику подавить огневые точки противника, а сам с возгласом «За Родину!» бросился на гранитную набережную и увлек за собой десантников.
Следующий рейс стал последним для отважного моряка. Николай Филиппов погиб на боевом посту, у штурвала.
Важную боевую задачу выполнил отряд полуглиссеров в штурме Берлина. За трое суток на своих небольших суденышках, на буксируемых понтонах моряки перебросили через Шпрее более 16 тысяч человек, около 100 орудий и минометов, 27 танков, большое количество автомашин и повозок с боеприпасами и другими грузами.
Героические действия экипажей отряда полуглиссеров были высоко оценены командованием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года Николай Антонович Филиппов был посмертно удостоен высшей степени отличия — звания Героя Советского Союза.
***
В Мичуринском краеведческом музее хранятся воспоминания, написанные матерью героя — Надеждой Семеновной, адресованные ей письма боевых друзей Николая и письмо Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
—Мой сын,— рассказывает Надежда Семеновна,— родился в 1923 году в Мичуринске. Рос он серьезным, вдумчивым. Если кому-либо обещал что-то сделать, то в обещанном сомневаться не приходилось.
Учился Коля в 47-й Кочетовской железнодорожной школе. Там он стал комсомольцем. Но окончить среднюю школу ему не удалось: умер отец, и Николай пошел работать на завод слесарем. Одновременно учился на курсах шоферов: машины были его страстью. Потом стал работать шофером на плодоовощном комбинате Мичуринска, но мысль о дальнейшей учебе не бросил. В июне 1941 года поступил в Ленинградское военно-мореходное училище. Его радости не было конца. Но началась война, и Николай добровольно ушел на фронт.
В ноябре 1941 года он был тяжело ранен и приехал в отпуск домой, а в марте 1942 года направлен в военно-морское училище. Однако там пробыл недолго. Во время ожесточенных боев под Сталинградом курсанты училища были посланы на фронт-Недолгая учеба в объединенной школе Волжской военной флотилии — и командир полуглиссера Николай Филиппов на Волге, у Сталинграда. Он перевозит бойцов, боеприпасы, оружие защитникам города, совершает дерзкие налеты на позиции гитлеровцев на берегу реки. В этих боях Николай был ранен.
Затем он плавал на Днепре, Припяти, Березине, Буге. Участвовал в боях за города Жлобин, Бобруйск, Пинск. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. А потом были бои за освобождение польского народа. Сохранилось письмо Николая, присланное из Польши. «Надеюсь, что в грядущих боях,— пишет он,— мы оправдаем доверие Родины и будем наносить еще более мощные удары по зверю, который, заметая следы, удирает в свою берлогу. Кровавых следов никогда не заметешь, догоним и в берлоге».
Николай Антонович Филиппов похоронен в городе Кюстрине. В 1950 году приказом командующего Военно-Морскими Силами СССР он навечно зачислен в списки части.
В Большом зале Центрального музея Вооруженных Сил СССР на стенах прикреплены мраморные плиты с фамилиями тех, кто навечно остался в строю. На одной из них золотом высечены слова: «Герой Советского Союза старший краснофлотец Филиппов Николай Антонович».
В городе Пинске, который когда-то освобождали моряки Днепровской военной флотилии, в матросском саду установлен памятник героям-краснофлотцам.
Именем героя названы школа и улица в городе Мичуринске и улица в рабочем поселке Кочетовке.
Л.Г. Дьячков
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.