Еще я вижу до сих пор
В зрачках погибших в этот день —
Как брошенный войне укор —
В дыму цветущую сирень…
Так кто ж осмелится сказать
Когда-нибудь тебе и мне: —
Война прошла,
Зачем писать
О том, что было на войне!

А. Аквилев.

Мечта стать летчиком еще до войны привела Николая Моторина в Мичуринский аэроклуб. Как только раздались первые ее раскаты, Николай из своего родного села Дмитриевка Избердеевского района с путевкой военного комиссариата приехал в Тамбовскую военно-авиационную школу летчиков.

Окончив ее в сорок третьем, молодой нилот попал в 505-й штурмовой авиационный полк.

В апреле 1944 года Красная Армия освобождала Правобережную Украину от немецко-фашистских захватчиков. Враг упорно сопротивлялся. На земле и в воздухе шли ожесточенные бои. 6 апреля 12 «горбатых» — так летчики любовно называли самолеты-штурмовики, вылетели в район Ходачкув — Вельке. Отсюда вражеские войска пытались прорваться к окруженной в районе Тарнополя группировке.

Сверху хорошо видны на дороге маленькие квадратики — это танки и автомашины врага.

—Соколы! За мной! Атакуем танки! — подал команду ведущий. Он сделал разворот со снижением и вышел точно на цель. Один за другим штурмовики точно повторили маневр командира и сбросили бомбы на танки и автоколонну. При выходе из атаки на самолет лейтенанта Моторина набросились два «мессершмитта». Однако воздушный стрелок сумел отразить нападение немецких истребителей. Тогда, отвалив в сторону, они атаковали самолет ведущего группы. Командир в опасности! Лейтенант Моторин смело бросился на защиту ведущего. Сократив дистанцию до 150—200 метров он открывает огонь из пулемета. Огненные трассы несутся к «мессеру», он подожжен и с резким снижении потянул в сторону. Сбросив оставшийся бомбовый груз на цель, советские летчики без потерь вернулись на базу В этот вылет было уничтожено 8 танков и несколько автомашин противника.

Напряжение боев возрастало с каждым днем 17 апреля Моторин в группе из десяти «илов» наносит удар по немецким войскам в районе Нижнюв-Антоновка. И этот вылет прошел успешно.

Как-то в теплый апрельский день командир полка вызвал молодого летчика на командный пункт.

—Я заслушал доклад комэска о ваших полетах, лейтенант Моторин,— сказал подполковник — Как ведомый вы действовали хорошо. Думаю, что пора вам и самому уже быть ведущим. Первое задание вам в этой роли — выяснить скопление живой силы и техники противника в районе Новы-Сонч.

Николай впервые полетел в паре как ведущий и в намеченном районе обнаружил колонну автомашин. Их было 150—200. Сразу же сообщил об увиденном на командный пункт.

—«Сокол-5», «Сокол-5», я —«Комета», я — «Комета». Разрешаю удар по цели,— услышал Николай в наушниках шлемофона знакомый голос командира со станции наведения.

Летчик прижимает самолет к земле, ловит в прицел вражеские машины. Небольшая выдержка. Затем легкий нажим кнопки бомбосбрасывателя — бомбы полетели в цель. Ясно видно, как на дороге взметнулись кусты земли.

—Еще заход! — командует Николай. И ведомый повторяет маневр своего ведущего. И так шесть раз а затем другие экипажи продолжали наносить удары по колонне.

24 января 1945 года Моторин ведет пару «илов» на разведку войск и техники врага в районе шоссейной дороги Стары-Сонч — Кросьценко — Новы-Тарг. В районе цели Моторин обнаружил движение автоколонны противника в 80—100 автомашин. Он немедленно передал данные наземной радиостанции, а сам принял смелое решение — атаковать врага. Внизу неистово застукали «эрликоны». Стена заградительного огня встала на пути штурмовиков. Снизившись до бреющего полета, Моторин четыре раза вихрем пронесся над головами гитлеровцев, расстреливая их из пулеметов и бомбя колонну. А затем весь полк в течение дня наносил удары по немецкой колонне до тех пор, пока на дороге не остались одни исковерканные и сожженные рамы машин и сотни уничтоженных оккупантов.

Не успел Моторин возвратиться из полета, как его вызвали к командиру корпуса.

—Товарищ лейтенант,— сказал генерал,— вам поручается очень ответственное и срочное задание — Генерал разгладил руками лежащую на столе большую карту и продолжал: — Есть предположение что вот здесь, у Вадовице,— комкор обвел карандашом район на карте,— сосредоточиваются немецкие войска. Вы должны вылететь немедленно и все хорошенько проверить. Что вам неясно, товарищ лейтенант?

—Задача ясна, товарищ генерал. Разрешите выполнять? — ответил Моторин.

Через несколько минут разведчик был уже в воздухе и взял курс на запад. Вот и район Вадовице, Зоркий глаз разведчика сразу разглядел вражеские автомашины, танки, артиллерийские орудия. Летчик включает фотоаппарат и надежно фиксирует на пленку все то, что потом внимательно будут рассматривать в штабе корпуса.

Совершив один заход, Моторин решает сделать новые снимки. Залаяли вражеские зенитки. Облачка зенитных разрывов окутывали советский самолет со всех сторон, по Моторин еще раз проходит на небольшой высоте и уходит в сторону фронта.

Вскоре офицеры штаба корпуса дешифровали снимки, они оказались очень ценными. За отлично проведенную разведку генерал Котельников объявил благодарность отважному летчику.

А на следующий день, 25 января, лейтенант Моторин ведет пару «илов» на разведку в район дороги Юргув—Новы-Тарг и обнаруживает здесь автоколонну врага в 150 автомашин. Данные разведки немедленно переданы по радио наземной радиостанции, к полки дивизии громят цель весь день. И так в течение почти полутора лет. 130 успешных боевых вылетов на самолете «Ил-2», из них 95 на штурмовку живой силы и техники противника и 35 — на разведку скопления войск и техники.

Командование полка и дивизии характеризовало Моторина как лучшего разведчика, смелого и решительного летчика, являющегося примером мужества и отваги для товарищей.

Ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, два ордена Красного Знамени украшали грудь отважного летчика. 29 июня 1945 года Николаю Яковлевичу Моторину было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако не удалось нашему славному земляку прикрепить рядом с боевыми орденами и Золотую Звезду Героя. Он погиб 5 мая 1945 года — за три дня до долгожданной победы. Ему было тогда всего двадцать три года.

Л.Г. Дьячков



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

6 Comments so far

  1. Dostalík on Июнь 1, 2013 9:13 пп

    В нашей деревне мы нашли самолет Н.Я. Моторина и его останки в 2009 году! Мы ищем информацию о летцику.И мы хотим связываться с его семей и информировать их где он умер.Пожалуйста, помогите нам Jiří Dostalík, Bělotín,Чешская республика.

  2. Елена on Ноябрь 27, 2013 4:07 пп

    Моторин Николай Яковлевич — мой прадед. Дед моей мамы. Я и раньше знала, что он пропал безвести незадолго до Победы. А сегодня узнала, что он — Герой Советского Союза. А теперь еще и место гибели. Хотелось бы более подробно узнать всю информацию. Заранее благодарим.

  3. Марина on Май 9, 2014 11:16 пп

    Уважаемая Елена,я случайно прочитала ваши коментарии о Моторине Николае Яковлевиче,из них я узнала,что он ваш прадед.Я не поняла :кто вы.Я являюсь племянницей Моторина Н.Я.,так как моя мама-его родная сестра.Если мы с вами думаем об одном и том же человеке,то хотелось бы с вами связаться .

  4. Марина on Май 9, 2014 11:28 пп

    Елена,я вам оставлю свой номер телефона +7(967)1242477,я живу в г.Москва,мне 54 г.Я буду рада,если мы с вами познакомимся.Марина.

  5. Dostalik Jiri on Май 18, 2014 1:12 дп

    Уважаемая Марина, В течение нескольких лет мы ищем связаться с кем-то, кто знает Н.Я. Моторинa, к сожалению связаться с Еленой Hе удалось.Если вы заинтересованы o больше информации,

    пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу j.dostalik@atlas.cz
    Я с нетерпением жду вашего ответа. Jiří Dostalík, Bělotín Чешская республика.

  6. Юрий АНТОНЕНКО on Май 18, 2014 9:32 дп

    Елене я отправлял адрес электронной почты, она с тех пор молчит. Я писал ей и о том, что Марина ищет с ней контакта, тоже тишина.

    Видимо она потеряла интерес к этой теме.

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind