Знал одно на фронте наш народ:
«На врага, за Родину, вперед!»
И всегда, и в слякоть и в пургу,
Не давали спуску мы врагу.

В. Глотов.

Николай Васильевич Максимов родился в деревне Куприяновке Инжавинского района. Чтобы содержать семью, отец вынужден был батрачить у помещика Кишкинова и гнуть спину на кулака Шарапова. После Октябрьской революции он получил землю, вел уже свое хозяйство, а затем вступил в колхоз. И все же нелегко жилось семье. Отцу требовались помощники, и поэтому, окончив начальную школу, Николай пошел учиться в школу фабрично-заводского ученичества.

Пытливый юноша тянулся к знаниям. Окончив школу, он поступил в техникум механизации сельского хозяйства в Тамбове. Отсюда по специальному набору Центрального Комитета комсомола Николай Максимов в 1936 году был направлен в Краснознаменную Качинскую школу летчиков. Учился отлично. А через два года получил назначение инструктором в Мелитопольскую школу штурманов. Он подготовил 60 штурманов бомбардировочной авиации. Все они окончили школу с хорошими и отличными оценками.

Первые боевые вылеты Максимов совершил на Закавказском фронте осенью 1942 года, а затем последовали Брянский, 1-й и 2-й Прибалтийские, 3-й Белорусский, 4-й Украинский фронты.

Начав войну заместителем командира авиаэскадрильи, Максимов заканчивает ее штурманом полка, мастером вождения групп и эшелонов на боевые задания в любых условиях. О его подвигах знали далеко за пределами полка.

Летом 1943 года, в период ликвидации орловского плацдарма врага, командир эскадрильи 624-го штурмового авиационного полка Николай Максимов совершил более 50 вылетов ведущим групп от 6 до

24 самолетов, участвовал в освобождении городов Мценск, Орел, Карачев, Брянск, Городок.

Каждый фронтовик хорошо помнит быстрые и грозные «илы» — самолеты-штурмовики, «летающие танки». Они всегда появлялись там, где трудно, там, где необходимо было расчистить дорогу пехоте, нанести неожиданный удар по скоплению техники врага, подавить огонь его артиллерийских батарей.

Вот на такой машине, вооруженной пушками, пулеметами и реактивными снарядами, летал Николай Максимов и все летчики его эскадрильи.

12 июля разведка установила, что в районе Сетухи и Березовец сосредоточены артиллерийские и минометные батареи врага. Шестерку «илов» повел командир эскадрильи капитан Николай Максимов. Спокойно рокочут моторы, а под крылом самолета мелькают сожженные врагом деревеньки брянского партизанского края. Скоро Сетуха.

—Справа у опушки батарея,— докладывает штурман.

Штурмовики снижаются до бреющего и строго повторяют маневры ведущего. Шесть заходов на цель сделала группа, уничтожила одну артиллерийскую батарею, две минометные и подавила огонь двух зенитных батарей. Когда советские самолеты выходили из атаки, на них набросились шесть истребителей противника. Максимов правильно организовал противоистребительный маневр; группа сбила один вражеский самолет и без потерь вернулась на свой аэродром.

Боевые вылеты следуют один за другим. Максимов ведет группы «илов» на штурмовку автоколонны немцев у деревни Сухаревка, уничтожает переправу противника через реку Оптуха у села Платово. Отважный воздушных боец получает первую награду — орден Красного Знамени.

Награда ко многому обязывает. Еще четче, еще смелее, еще настойчивее громит гитлеровцев наш земляк.

7 сентября 1943 года он ведет восемь штурмовиков на прорыв обороны противника в районе Дятьково. Штурмовики шли без прикрытия. При подходе к цели группа была атакована шестью фашистскими истребителями. Но советские летчики сумели выйти на цель и трижды обстреляли ее. В воздушном бою капитан Максимов сбил один самолет врага. Группа потерь не имела.

12 сентября 1943 года Максимов во главе группы в шесть «илов» наносит удар по технике и живой силе противника, отходящего по дороге Брянск — Рославль. Группа, став в круг, в течение 30 минут сделала десять заходов и уничтожила 50 автомашин и до 200 солдат и офицеров врага.

27 сентября 1943 года пять советских машин штурмовали колонны отступающего противника в районе Красной Горы. Вдруг летчики заметили 7 фашистских «юнкерсов». Они на бреющем полете уходили на запад, к линии фронта.

—В атаку,— передал всем по радио Максимов и сам первым бросился на врага, увлекая за собой ведомых.

Командир сбил два самолета. Отличились и другие летчики. Группа уничтожила 6 самолетов.

16 ноября 1943 года отважный офицер ведет 12 «илов» на штурмовку автоколонны немцев в районе Городка. Первый удар был нанесен по голове колонны. Несколько машин загорелось, создалась пробка. Тем временем советские летчики сделали 6 заходов на цель, уничтожив и повредив до 40 автомашин с грузами. Гитлеровцы открыли сильный заградительный огонь. Однако опытный командир привел на аэродром всю группу без потерь. Второй боевой наградой — орденом Александра Невского были отмечены заслуги Николая Максимова.

Вскоре полк перебрасывают на другой фронт. Он участвует в освобождении городов Витебска, Минска, Молодечно, Вильнюса, Каунаса, Риги, громит врага в Восточной Пруссии. Почти ежедневно группы и эшелоны самолетов водит на штурмовку и бомбардировку важных объектов капитан Максимов. С каждым днем растет итог боевой работы эскадрильи и ее командира.

Особенно памятен бой, проведенный 9 августа 1944 года над литовской землей у местечка Вилкавишкис, недалеко от Каунаса. 12 «илов» во главе с Максимовым под прикрытием шестерки истребителей атаковали скопление танков и пехоты противника. Сделав 6 заходов, штурмовики повернули к дому. Но тут Максимов заметил 27 фашистских бомбардировщиков. Их прикрывали 6 «фокке-вульфов». Они шли на бомбежку боевых порядков наших войск. И хотя соотношение сил было явно не в пользу советских штурмовиков, капитан Максимов решил атаковать противника.

—Бьем по «юнкерсам»! — передал он команду всем ведомым.

Штурмовики, перестроившись шестерками, сблизились с немецкими бомбардировщиками и с короткой дистанции открыли огонь из пушек и пулеметов. Врезавшись в строй «юнкерсов», советские летчики нарушили их боевой порядок. В огненном вихре закружились «илы», «фоккеры» и «юнкерсы». Задымили и резко пошли на снижение три «юнкерса».

При выходе из атаки стрелок-радист доложил:

—Командир, слева вверху «фоккеры»!

—Всем в круг!

Штурмовики, став в круг, открывают мощный заградительный огонь. Немецкие истребители делают еще несколько заходов, но все безуспешно. Точным огнем «илы» отбили нападение «фоккеров» и ушли к линии фронта. В этом бою враг потерял 3 бомбардировщика и 3 истребителя.

К середине марта 1945 года капитан Максимов совершил 131 успешный боевой вылет, 28 раз водил группы и эшелоны на боевые задания в сложных метеорологических условиях, провел 27 воздушных боев с истребителями противника, сбил в воздушных боях 6 лично и 12 самолетов в группе, сбросил на врага 59 тонн бомб, уничтожил 30 танков, более 100 автомашин, 83 орудия и миномета, более 500 солдат и офицеров врага.

Эскадрилья, которой командовал Максимов, совершила только за год 412 успешных боевых вылетов. Став штурманом полка, коммунист Максимов 60 раз водил группы и эшелоны на выполнение заданий, потеряв при этом всего два экипажа.

Во всех боях капитан Максимов показывал образцы мужества, отваги и мастерского выполнения любого задания командования. Боевая работа Николая Васильевича была отмечена двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, орденом Ленина, многочисленными благодарностями командования наземных частей и соединений, являвшихся очевидцами смелых подвигов нашего земляка.

27 июня 1945 года Николаю Васильевичу Максимову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны мастер штурмовых ударов до последних дней своей жизни оставался в армии, окончил военную академию и обучал летному искусству молодых авиаторов.

8 марта 1952 года подполковник Н.В. Максимов умер.

Л.Г. Дьячков



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind