May
22
Герои войны: Михаил Титлов
May 22, 2013 | Comments Off on Герои войны: Михаил Титлов
Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик.
«В центре Арктики» — так называется красочно оформленный альбом, выпущенный издательством «Правда» в 1955 году. В альбоме множество фотографий, рассказывающих о покорении Арктики советскими людьми. На одной из них — широкоплечий человек высокого роста, в шапке-ушанке, в рабочей куртке пилота. Он стоит у самолета на льдине. Под снимком подпись: «Заслуженный полярный пилот Михаил Алексеевич Титлов — непременный участник всех экспедиций в высокие широты».
Он родился в 1913 году в Моршанске. Окончив среднюю школу, работал токарем, строил московское метро, учился в Балашовской авиационной школе Гражданского Воздушного Флота и, став пилотом, летал на санитарных и пассажирских самолетах на Дальнем Востоке.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич выполнял ответственные задания — перегонял по воздушным трассам нашей страны боевые самолеты с востока к линии фронта, а также из Соединенных Штатов Америки в Советский Союз.
В 1942—1943 годах Титлов воевал в Заполярье. Он хорошо изучил капризы полярной природы, особенности полетов в этом районе и успешно выполнял самые различные боевые задания командования Северного флота: бомбил фашистские рейдеры и подводные лодки, пытавшиеся блокировать Северный морской путь, разведывал ледовую обстановку, помогал зимовщикам полярных станций. За участие в боях против немецко-фашистских захватчиков Титлов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В 1943 году Михаила Алексеевича перевели в полярную авиацию, и с тех пор вся его жизнь неразрывно связана с Арктикой.
О Михаиле Алексеевиче Титлове все знающие его говорят как о человеке, обладающем огромной выдержкой, не теряющемся в минуты опасности, говорят как о мастере сложных воздушных операций.
Известный полярный летчик М. Водопьянов так отзывается о нем: «Его мужество — в спокойствии, в выдержке». Титлов никогда не рисуется, ему совершенно чужды мелкое тщеславие, зазнайство, эгоизм, стремление показать свое превосходство, он никогда не выпячивает себя и, делая большое и важное, всегда скромен.
В октябре 1945 года Титлов совершил выдающийся полет: на обычном двухмоторном транспортном самолете Н-331 он достиг Северного полюса. Взяв старт в Москве, самолет прошел по маршруту Москва — Архангельск — Амдерма — Дудинка — мыс Косистый — мыс Челюскина. Отсюда 2 октября нагруженная до отказа машина Титлова поднялась в воздух и взяла курс на север. Экипажу предстояло провести осеннюю после-навигационную ледовую разведку, обследовать состояние льда в Центральном полярном бассейне по маршруту Северная земля — Северный полюс — Новосибирские острова.
Погода была неблагоприятной: дул сильный встречный ветер, облачность была низкой. Для того чтобы выполнить задачу — вести наблюдение за состоянием льдов, Титлову приходилось переводить перегруженную машину на бреющий полет над ледяными торосами. Не раз путь преграждали полосы сильного снегопада, тогда приходилось лететь вслепую, несколько раз начиналось обледенение, но пилот твердо держал в руках штурвал и вел самолет по маршруту. В 6 часов 56 минут самолет был над Северным полюсом. Обследовав ледовую обстановку в районе полюса, Титлов взял курс на мыс Анисий (остров Котельный). Предстояло пройти по совершенно неразведанной трассе. Вскоре самолет стал опять покрываться льдом, и Титлов был вынужден подняться на высоту пять тысяч метров. Обледенение не прекратилось, и пришлось подняться еще выше. В течение часа без кислородного оборудования Титлов вел самолет на большой высоте.
Через 15 часов 30 минут после начала полета, пройдя путь в 4360 километров, самолет Титлова приземлился в Чокурдахе на нижнем течении реки Индигирки.
Вскоре Титлов совершил еще несколько глубоких ледовых разведок, участвовал в экспедициях, организовавших переброску и обслуживание станций «Северный полюс-2», «Северный полюс-3», «Северный полюс-4» и других.
Во тьме полярной ночи летчик не раз садился на дрейфующий лед, взлетал с расколовшихся льдин, вывозил зимовщиков, перевозил грузы.
«Но попробуйте расспрашивать Михаила Алексеевича Титлова об этих временах,— писал журналист Г. Кублицкий в газете «Водный транспорт» в 1955 году,— и в ответ вы услышите:
—Да ничего такого… в общем, как все. Летали, конечно, много. А чтобы особенное что-нибудь — не припомню…
И начнет сосредоточенно потирать ладонью высокий лысеющий лоб.
—А вот, говорят, вы сопровождали какой-то караван чуть не через весь Северный морской путь…
—Ну, уж и через весь! Преувеличивают. Тут все дело было в том, что караван шел напрямик, без захода в порты. И, понимаете, молчал. Ни одного радиосигнала, чтобы его не могли обнаружить. Вот мы и заменяли ему поводыря, сбрасывали каждый день вымпелы с картами ледовой обстановки.
—Подождите, но как же вы находили караван?
—Что же, иной раз, когда туман, долго искали. Кружили без малого по суткам. Но обязательно находили, иначе было нельзя. Вот, собственно, и все.
—А случай с зимовщиками на острове?
Это с подводной лодкой? Да, их лодка действовала тогда довольно-таки нахально. Не смело, а именно нахально, в расчете на слабонервных. Всплыла такая лодка у одного островка и открыла огонь: вот, мол, куда мы забрались, «рус, сдавайся!» Как же, черта с два. Отбились наши полярники, ушли в глубь острова. Тогда пираты сожгли станцию — пусть, мол, умрут с голоду. Вот нашему экипажу и поручили выручить зимовщиков.
—И что же?
—Ну, мы выполнили задание. Тут, собственно, ничего такого не было…
—А ваш экипаж попадал в переделки?
—Так и другие попадали, не только мы. На то и Арктика. Сегодня мы товарищей выручили, завтра — они нас.
—А такое бывало?
—Бывало. Да вот, чтобы долго не рассказывать, взгляните…
И Михаил Алексеевич достает из бумажника фотографию: ледяное поле, огромная полуразбитая машина с искореженным винтом.
—Трофейная. Доверия у нас к ней не было, но все же решили испробовать. В полете отказал один мотор, потом второй, за ним третий. А летели мы над морем. Стали падать. Вижу — молодой рыхлый лед. Я попробовал все же сесть, не выпуская шасси,— машина-то была колесная. Посадил, как видите, на «брюхо». Люди остались целы. Подключили рацию, дали о себе знать.
Дело было в декабре, полярной ночью. Вот и получился «лагерь Титлова». Ну потом прилетели товарищи и выручили нас.
—А долго существовал лагерь?
—Нет, не очень. Шестнадцать суток.
—Ого! Хлебнули горюшка?
—Нет, ничего. Только вот подвижки льда. Могло раздавить. А так хорошо жили, дружно».
В марте 1962 года М.А. Титлов руководил сложной операцией по эвакуации станции «Северный полюс-8». Совершая дрейф в Ледовитом океане, станция в это время находилась в двух тысячах километров от побережья. Здесь почти год трудился коллектив отважных полярников, и предполагалось произвести замену зимовщиков и продолжать работы. На дрейфующем льду советские летчики создали несколько аэродромов, завезли сюда много различного снаряжения и оборудования. Однако коварная природа Арктики ненадежна. Она перепутала все расчеты полярников. В ночь на 12 марта льдина, на которой располагалась станция и посадочная площадка, раскололась. На осколках льдины, разделенных широкими разводьями, стояли домики и палатки станции. На одном из обломков льдины размером 60 на 120 метров остались радиостанция и кают-компания, на другом — остальные сооружения. Посадочная площадка была также расколота.
Оставаться в лагере зимовщикам стало опасно. Перебраться же на соседние льдины не было возможности. Положение становилось тяжелым. Поэтому было решено зимовщиков вывезти из лагеря, а станцию закрыть.
Эту работу предстояло проделать летчикам под командованием М.А. Титлова. Разработали план операции. Он исходил из того, что сесть на станции на тяжелом самолете было невозможно. Это можно было сделать на легком одномоторном самолете «АН-2». Но такой самолет не мог добраться от базы до станции без посадок и заправки горючим. Поэтому решили создать две промежуточные станции. Летчики Масленников и Каш на двухмоторных тяжелых самолетах «ЛИ-2» вылетели в глубь Полярного бассейна и примерно в тысяче километров от берега выбрали льдину и совершили посадку. Летчики Мироненко и Андреев подвезли сюда горючее. Затем в 80 километрах от станции «Северный полюс-8» выбрали вторую льдину и снова перебросили сюда горючее. И уже с этой базы на одномоторном легком самолете летчик Бабаков сделал 9 рейсов и вывез в безопасное место всех зимовщиков и ценное оборудование. А вскоре М.А. Титлов доставил отважных полярников на Большую землю.
Десятки тысяч километров пролетел над полярными широтами Михаил Алексеевич Титлов. Благодаря его самоотверженному труду с карты Арктики исчезло не одно «белое пятно» и было сделано немало научных открытий.
Боевой и мирный труд нашего земляка оценен высоко: три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, медали и знак «Почетному полярнику» на груди у нашего земляка. А в августе 1955 года Михаилу Алексеевичу Тит-лову за выдающиеся заслуги в изучении и освоении Арктики присвоено звание Героя Советского Союза.
Л.Г. Дьячков
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.