May
30
Из доклада уполномоченного по Тамбовскому уезду И.А. Гаврилова о ходе мобилизации в Красную Армию
May 30, 1919 | Comments Off on Из доклада уполномоченного по Тамбовскому уезду И.А. Гаврилова о ходе мобилизации в Красную Армию
Не ранее 30 мая 1919 г.
По распоряжению губмобильбюро 13 мая с.г. приступил к исполнению своих обязанностей, указанных в инструкциях. За время с 13 по 30 мая мною сделано следующее:
1. Через посредство объявления в газете и телефонограммы по волостям и сельским советам население уезда извещено о том, что уездным уполномоченным принимаются всякого рода заявления и жалобы на деятельность советских, партийных и других общественных организаций, а равно и на отдельных лиц, кто бы они ни были. Заявления принимаются районными уездными уполномоченными, которые выехали на места в волости. В уезд, разбитый на восемь районов в составе семи, в среднем, волостей, пока выехало 12 товарищей, и 2 товарища работают здесь по ревизии городских советских органов, контролю и содействию работы в красноармейских частях и лазаретах. Все товарищи снабжены соответствующими инструкциями и практическими указаниями устно. Указанное количество товарищей недостаточно для того, чтобы проделать всю работу согласно инструкции к намеченному сроку, большего дать городская организация партии пока не может, и сейчас в одном районе нет ни одного уполномоченного, в трех — по одному, в двух — по два и в одном — три уполномоченных. Таким образом, в среднем на одного товарища приходится почти пять волостей. Чтобы ускорить дело, необходимо увеличить число районных уполномоченных минимум хотя бы до 28 человек, чтобы на каждого было не более двух волостей, это работу значительно ускорило бы и сделало бы ее более продуктивной. По данным, имеющимся у меня из волостей, отчасти уже от моих уполномоченных, а главным образом, от товарищей, которые были посланы комитетом партии в уезд на предмет проведения мобилизации, сообщено следующее:
1. Мобилизация по декрету от 20 апреля проходит очень вяло, добровольцев не находится, жребий тащить не хотят и вопрос оставляют открытым; предлагаю единогласно проводить мобилизацию очередных годов, сколько надо — все найдутся. Есть случай, три-четыре волости, где исполкомами намечены товарищи и мобилизованы. Явились ли они в увоенком или нет, мне пока неизвестно.
Такой способ мобилизации вызывает сильный ропот среди крестьян. Мобилизация коммунистов идет успешно, с мест присылают даже больше того, сколько требуется распоряжением Цека. Общее количество мобилизованных коммунистов в Тамбовском уезде: в городе — 164 человека, в деревне — 40, а всего — 204, из них оказались непригодными к войсковой службе совсем — количество пока нам не известно, так как из учетного отдела сведений не получили. По тем же данным устанавливается, что в деревнях дезертиров очень много, и местные советы к искоренению этого зла совершенно не принимают никаких мер, боясь расправы дезертиров. Попытки искоренить это путем посылки отрядов успех имеют очень малый; как только прибывает отряд в ту или иную деревню, они сейчас же скрываются в лес или еще куда до тех пор, пока не уйдет отряд из их деревни. И лишь немногие или уходят добровольно в свою часть, или попадаются в руки отрядов. В деревне почти по всему уезду поголовная варка самогона, занимаются нередко этим и даже члены исполкома волостных и сельских советов, хлеб уничтожается по волостям тысячами пудов. Настроение крестьян неважное, в большинстве случаев, по отношению к Советской власти, особенно к партии коммунистов — враждебное. Объясняется это, во-первых, деятельностью прошлогоднего состава советских ячеек и чрезвычайных комиссий, которые чинили всякие безобразия, во-вторых, недостатком продуктов первой необходимости, в-третьих, отсутствием помощи семьям призванных красноармейцев, в-четвертых, совершенной бездеятельностью земотделов вообще и, в частности, его лесного подотдела, в-пятых, массовым наплывом в деревню разного рода спецов от тех или иных советских органов, которые в большинстве случаев ведут себя возмутительно, по выражению тов[арищей], делающих доклады, «по-диктаторски», и крестьяне их принимают за коммунистов, т.к. они от Советов, в-шестых, полнейшее бездействие органов просвещения, отсутствие всякой литературы, в-седьмых, отсутствие какой бы то ни было партийной работы почти всюду, за исключением самого города, где кое-что делается, в-восьмых, часто несправедливое распределение на местах того немногого количества продуктов первой необходимости, какое попадает в местные органы распределения для деревни,
Вышеизложенные причины создают атмосферу чрезвычайно сгущенную, а местами даже угрожающую восстанием. Есть попытки в некоторых местах организованных выступлений со стороны дезертиров, которые открыто собираются и решают не идти на Тамбов, а объединиться с другими волостями и свергнуть Советскую власть, которая чинит им все вышесказанное.
Безусловно, этим случаем пользуются кулаки деревни, делают свое дело. Как доказательство, могу привести случай в Верхоценской волости, где дезертиры на своем собрании представителю комболя заявили, что они не пойдут, а будут заниматься работой дома. Находящийся в том районе отряд в 10 человек был бессилен что-либо сделать с полутысячной толпой. Есть основания думать, что у них есть оружие. По борьбе с дезертирством сейчас по уезду работает отряд в 130 человек, разделенный на 5 групп: по тому делу, какое им надлежит сделать, это капля в море. Необходимо для этой цели иметь минимум 4—8 сот, чтобы одновременно можно было в нескольких местах сделать облаву, главным образом, по лесам. Провести в жизнь это пожелание почти невозможно. Во-первых, нет такого количества красноармейцев, во-вторых, нет необходимых кадров ответственных товарищей, которые могли бы стать во главе отрядов, а без них, практика показала, отряды посылать совершенно бессмысленно, ибо они занимаются там не тем, чем следует.
О вышеизложенных неурядицах мною поставлены в известность все соответствующие уездные органы совета. Полагают, это вряд ли может помочь делу, так как в большинстве случаев этот недостаток исходит от центра и губернии, а посему прошу вашего распоряжения по соответствующим органам губернии и ходатайства перед Центром.
Необходимо:
1) Дать возможность крестьянину получить дрова из советского леса, хотя бы сучьями, но только не на себе таскать из леса, а чтобы он мог привезти на лошади.
2) Надо дать возможность к получению леса на перестройку развалившегося дома.
3) Вменить в обязанность народному просвещению заниматься не только с детьми на местах, а и со взрослыми, для чего до сих пор ничего не сделано.
4) Усилить работу органов снабжения литературой.
5) Вменить в обязанность губернским отделам, чтобы знали они, кого посылают в деревню.
6) Беспощадная борьба с самогонщиками под ответственность волисполкомов.
7) Открытый народный суд уличенных в преступлении за свою работу в тех или иных
органах.
8) Немедленное рассмотрение данных отсрочек в учреждениях и предприятиях, работающих на оборону, где имеются отсрочки у людей, не имеющих ничего общего со специалистами, так как это тоже вызывает страшный ропот среди крестьян.
9) Надо пересмотреть нормы питания для скота, которые возмущают крестьян, больше того, прямо-таки создают контрреволюцию. Установленные нормы рассматриваются как насмешки, они могут служить причиной недосева и других серьезных упущений в сельском хозяйстве.
10) Необходимо реквизицию скота производить разумно, чтобы она не задевала интересов бедноты и середняков, а также и других предметов, чтобы на месте знали, кто отбирает, куда направляется отобранное.
11) Надо дать возможность крестьянам продолжать пользоваться [землей], если это возможно, хотя бы так, как раньше они пользовались для своей работы на земле, принадлежащей советским экономиям, как пользовались раньше у помещика, беря в аренду, если не для обработки, то по крайней мере для пастбища скота. А сейчас есть случаи, где и это не позволяется крестьянам. Выходит, что им сейчас хуже, чем когда был на этом месте помещик. Великие идеи социальной революции по причине, указанной выше, для них пока что чужды. Им надо на деле доказать хорошие стороны рабоче-крестьянской власти. В городе среди красноармейских частей ведется посильная работа, есть недостаток организационных способностей у губернского агитпросвета. Уком ему в помощь послал несколько товарищей для практической работы. Мобилизовано 20 школьных работников и направлено в распоряжение агитпросвета. Среди профессиональных организаций идет работа удовлетворительно, собрания которых проводятся под руководством представителей укомболя, за исключением двух-трех союзов, где преобладает элемент антисоветский, на что и обращено серьезное внимание укомболя. Городская организация насчитывает до 700 членов, работает удовлетворительно. По городу организовано по различным учреждениям, союзам и частям всего до 60 ячеек, о количестве сочувствующих пока что неизвестно. По приблизительному подсчету, около 1500 человек (точная цифра выясняется). Советская работа нуждается в опытных руководителях отделов и подотделов, каковых партия нужное количество пока не имеет, и вследствие этого работают зачастую на ответственных постах совершенно не известные лица как партии, так и ответственным руководителям уисполкома. Поэтому необходима скорейшая организация партийных школ, хотя бы пока губернских, надобность в них велика. В городе ведется усиленная агитационная работа среди прибывающих дезертиров, ораторов выслушивают спокойно, также есть и отрицательные примеры: ведется в отдельных случаях антисемитическая агитация, главным образом по адресу евреев, на что тоже укомболь обратил внимание.
Уездный уполномоченный И. Гаврилов
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.