Jul
15
Кто победит?
July 15, 1919 | Comments Off on Кто победит?
(Из Московских впечатлений)
4-го июля в Большом театре состоялось соединенное заседание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Всероссийского Совета Профессиональных Союзов, Московского Совета, Московского Губсовета и представителей фабрично-заводских предприятий. Назначенные на этот день Московским Комитетом Р.К.П митинги были отменены. Чувствовалось биение огромного пульса. Что-то выяснится на этом большом, редком заседании?
Заседание было назначено в пять часов вечера, но толпа делегатов начала собираться к Большому театру с утра. Публику постороннюю не пускали совершенно. Одних участников заседания ожидалось не менее 3-х тысяч человек.
Я поставил себе целью во чтобы то ни стало попасть на заседание. Но как? Кто поможет?
Бросился во Всероссийский Совет служащих — никого нет. Все торопятся получить мандаты на это же заседание. Направился в Центральный Совет, увы! Та же картина!
Махнул рукою и пошел к театру. Стал в очередь. В объявлении было сказано, что гости будут пропускаться. Не сойду ли за гостя?
Стоим и ждем. Большинство ожидающих — представители фабрично-заводских комитетов.
Здесь напряжение достигло высшей точки. Что-то скажет Правительство? Каково положение страны. В этот день было известно, что враг взял Балашов, почти отрезал Борисоглебск, стремится к Тамбову.
Наконец, в 4 часа начали обменивать мандаты на пропуск и имеющих право присутствовать на заседании пропускать в особые двери.
Дошли очередь до меня.
—Ваш мандат?
—У меня нет мандата. Я только что из провинции и чрезвычайно желал бы попасть на заседание.
—Гм.. Но как же так? Прецедент. Нет, я не могу дать вам пропуска.
—Помилуйте! Человек приехал в центр, в мозг страны и вдруг…
—Вы откуда, собственно?
—Из Тамбова. Я член Городского Совета. Вот, извольте. Мандат в порядке.
—Из Тамбова? Ну, что у вас?
—Когда я выехал, было спокойно. Впрочем, вчера я получил письмо, тревожного не наблюдается.
—Ну, что ж? Хорошо; возьмите пропуск.
Таким образом я очутился в театре. Неужели такая махина будет полна? Да, не только оказалась полна, но и переполнена.
В пять часов начали подходить члены Совнаркома и виднейшие Советские работники: Зиновьев, Бухарин, Цюрупа, Каменев, Стеклов и др. Скромно, незаметно занял центральное место; за столом председатель В.Ц.И.К. Калинин.
Через пять минут — гром аплодисментов — это вошел боковою дверью, прямо на сцену тов. Ленин. Аплодисменты готовы затянуться.
Тов. Калинин берется за колокольчик и все затихает.
—Объявляю заседание Центрального Исполнительного Комитета совместно с рабочими организациями открытым. На повестке — один вопрос — наше общее положение и задачи Советской власти!
Слово имеет тов. Ленин.
Новый гром аплодисментов.
—Товарищи,— негромко начинает тов. Ленин,— когда мы стараемся выяснить наше положение, то невольно приходится сравнить июль текущего года с июлем прошлого года. Теперь, как год назад, положение Советской России крайне трудное, но год назад оно было в несколько раз труднее.
Тов. Ленин подробно останавливается на сравнении прошлого года с настоящим и делает вывод, что несмотря на почти катастрофическое положение, силы и средства Советской России больше, чем в прошлом году. По мере того, как обрисовывал тов. Ленин причины наших неудач и вливал бодрость и надежду в тревожно настроенную аудиторию, голос его креп и в конце концов он покорил слушателей. Мы близки к пропасти, но мы заявляем, что Деникин уже опускается в нее.
Мы отступаем в глубь страны, но это отступление — гибель для Деникина. Не панике мы должны поддаваться, а удесятерить нашу энергию и враг будет уничтожен. Таков смысл речи тов. Ленина. От каждого слова веет могучая воля, сила и вера в победу. И слушая его, невольно забываешь все окружающее и сливаешься в один страстный порыв.
«Мы победим»— говорили и Зиновьев и Бухарин. Но победа требует жертв. Мы эти жертвы должны принесть.
В заключение Бухарин предложил обратиться ко всем трудящимся с известным воззванием. Предложение принимается единогласно, при одном воздержавшемся.
При пении Интернационала, заседание закрывается,
Я сравнил настроение рабочих до заседания и после. Результат поразительный. Нет ни вздохов, ни ахов, ни удручающего вида.
—Мы победим — вот общее настроение, требуются жертвы — мы эти жертвы принесем.
И слушая эти заявления я не сомневался, что Московские рабочие жертвы принесут, и что победа будет за ними.
И. Хворов
«Известия», 15 июля 1919 года.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.