Jul
23
Женщины за работу
July 23, 1919 | Comments Off on Женщины за работу
Прошло то скверное время, когда женщин мужья таскали за косы. Прошло время, когда женщин за косы и за юбки тащили в организацию. Это время прошло и быльем поросло для женщин-работниц.
Проходит оно и для крестьянки и, если мы пока мало видим женщин в организации, то это главным образом потому, что она загружена, завалена но самую шею домашней черной работой. Разгрузите женщину, раскрепостите ее, и она волной хлынет во все учреждения, во все организации.
Она сейчас уже тянется к ним, но ее руки скованы. Дайте хороший детский сад и женщина-мать охотно отдаст в него своих детей.
И тогда, если даже она сама не получит обеда для себя и для мужа (дети будут питаться в детском саду), она все-таки найдет время и для самообучения и для посещения школы и для близкой ей работы по социальному обеспечению, по хозяйственному контролю школы и детского сада, для работы санитарной и иной.
Так сделает любая мать-хозяйка, до сих пор присматривающаяся к Советской рабоче-крестьянской власти с легким недоверием. Почему это недоверие? Откуда оно? А вот откуда: рабоче-крестьянская власть издает ряд хороших декретов и в том случае, если они будут ей разъяснены простым понятным языком, необходимо выпускать сейчас же по изданию каждого существенного декрета листовку с самым популярным изложением и самого декрета, и причин, вызвавших его появление, и тех положительных следствий, какие дает его применение. Перед женщиной встает ряд вопросов.
Их оформить можно так: ну, хорошо есть у вас наша рабоче-крестьянская власть, а лучше ли стало от нее мне, крестьянке деревни Неелова, Голодайки тож?
Издан хороший закон, а как воспользуются им мои дети, когда живут они в глухой деревушке и нет тут, да и не может быть, не только музыкальной, технической или иной школы, а простой школы 1-ой ступени.
—Ну, хорошо, дали мне все права, а как же оставлю детей голодными, скотину непоеной и пойду на митинг? Да и как итти, когда до большого города 6 часов езды по чугунке?
Эти и многие другие вопросы встают в голове Матрены.
Подумает, подумает, да и заплачет прежними горькими бабьими слезами.
Новое-то оно новое, да для нас, дур, больно на старое смахивает.
Впрямь ли это так, Матрена?
Ну, начнем с этого самого главного и посмотрим, как устраиваются те женщины-матери, которые живут вместе, в общежитии, в коммуне по нынешнему. Там все дети учатся или (смотря по возрасту) играют вместе и за ними смотрит воспитательница, если найдут такую женщину, которая этому уходу за детьми обучалась, ей помогает старуха, которая от другой работы освобождена. Под тем же присмотром дети и кормятся.
И выходит, что на несколько десятков детворы нужны всего три матери: одна для ухода, другая стряпает, а третья стирает и чинит детское белье и платье.
Все это можно прекрасно устроить в любой деревне, ну, хотя бы так: выбрать избу почище, да посветлее, вымыть ее хорошенько, лучше с керосином или карболкой, поставить в комнату несколько простых столов, и табуреток (пониже и повыше), поставить чашку с водой (дети должны почаще мыть руки) — вот и все. Игрушек не нужно, нужен лишь материал для их приготовления: дерево, распиленное на тонкие дощечки, кубики, вата, бумага, клей, сухая трава и цветы, словом, что под руку попадется.
Это уже обстановка детского сада, а стоит она и по нынешним ценам два гроша. Потом подыскивается учительница для малышей, а если нет на стороне, выбирают от себя же мать постарше и потолковей и ей в помощь кого помоложе: для игр с ребятами.
Можно дежурить по очереди, но это хуже: у каждой матери своя манера, а детям лучше к одной привыкнуть. Хозяйство можно наладить так: опять-таки нанимают или выбирают стряпуху, а продукты собираются вскладчину, в деревне это удобнее.
Также делают и со стиркой на ребят. И тогда у матери руки развязаны: дети и присмотрены, и сыты и в чистом.
А что дальше делать, поговорим в другой раз. Давайте же поскорее налаживать новую жизнь.
Петрова
«Известия», 23 июля 1919 года.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.