Женщины за работу

July 23, 1919 | Comments Off on Женщины за работу

Прошло то скверное время, когда женщин мужья таскали за косы. Прошло время, когда женщин за косы и за юбки тащили в организацию. Это время прошло и быльем поросло для женщин-работниц.

Проходит оно и для крестьянки и, если мы пока мало видим женщин в организации, то это главным образом потому, что она загружена, завалена но самую шею домашней черной работой. Разгрузите женщину, раскрепостите ее, и она волной хлынет во все учреждения, во все организации.

Она сейчас уже тянется к ним, но ее руки скованы. Дайте хороший детский сад и женщина-мать охотно отдаст в него своих детей.

И тогда, если даже она сама не получит обеда для себя и для мужа (дети будут питаться в детском саду), она все-таки найдет время и для самообучения и для посещения школы и для близкой ей работы по социальному обеспечению, по хозяйственному контролю школы и детского сада, для работы санитарной и иной.

Так сделает любая мать-хозяйка, до сих пор присматривающаяся к Советской рабоче-крестьянской власти с легким недоверием. Почему это недоверие? Откуда оно? А вот откуда: рабоче-крестьянская власть издает ряд хороших декретов и в том случае, если они будут ей разъяснены простым понятным языком, необходимо выпускать сейчас же по изданию каждого существенного декрета листовку с самым популярным изложением и самого декрета, и причин, вызвавших его появление, и тех положительных следствий, какие дает его применение. Перед женщиной встает ряд вопросов.

Их оформить можно так: ну, хорошо есть у вас наша рабоче-крестьянская власть, а лучше ли стало от нее мне, крестьянке деревни Неелова, Голодайки тож?

Издан хороший закон, а как воспользуются им мои дети, когда живут они в глухой деревушке и нет тут, да и не может быть, не только музыкальной, технической или иной школы, а простой школы 1-ой ступени.

—Ну, хорошо, дали мне все права, а как же оставлю детей голодными, скотину непоеной и пойду на митинг? Да и как итти, когда до большого города 6 часов езды по чугунке?

Эти и многие другие вопросы встают в голове Матрены.

Подумает, подумает, да и заплачет прежними горькими бабьими слезами.

Новое-то оно новое, да для нас, дур, больно на старое смахивает.

Впрямь ли это так, Матрена?

Ну, начнем с этого самого главного и посмотрим, как устраиваются те женщины-матери, которые живут вместе, в общежитии, в коммуне по нынешнему. Там все дети учатся или (смотря по возрасту) играют вместе и за ними смотрит воспитательница, если найдут такую женщину, которая этому уходу за детьми обучалась, ей помогает старуха, которая от другой работы освобождена. Под тем же присмотром дети и кормятся.

И выходит, что на несколько десятков детворы нужны всего три матери: одна для ухода, другая стряпает, а третья стирает и чинит детское белье и платье.

Все это можно прекрасно устроить в любой деревне, ну, хотя бы так: выбрать избу почище, да посветлее, вымыть ее хорошенько, лучше с керосином или карболкой, поставить в комнату несколько простых столов, и табуреток (пониже и повыше), поставить чашку с водой (дети должны почаще мыть руки) — вот и все. Игрушек не нужно, нужен лишь материал для их приготовления: дерево, распиленное на тонкие дощечки, кубики, вата, бумага, клей, сухая трава и цветы, словом, что под руку попадется.

Это уже обстановка детского сада, а стоит она и по нынешним ценам два гроша. Потом подыскивается учительница для малышей, а если нет на стороне, выбирают от себя же мать постарше и потолковей и ей в помощь кого помоложе: для игр с ребятами.

Можно дежурить по очереди, но это хуже: у каждой матери своя манера, а детям лучше к одной привыкнуть. Хозяйство можно наладить так: опять-таки нанимают или выбирают стряпуху, а продукты собираются вскладчину, в деревне это удобнее.

Также делают и со стиркой на ребят. И тогда у матери руки развязаны: дети и присмотрены, и сыты и в чистом.

А что дальше делать, поговорим в другой раз. Давайте же поскорее налаживать новую жизнь.

Петрова

«Известия», 23 июля 1919 года.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind