Mar
14
Докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области Н.Д. Медведева в УНКГБ по Тамбовской области о взглядах и действиях архиепископа Луки
March 14, 1944 | Comments Off on Докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области Н.Д. Медведева в УНКГБ по Тамбовской области о взглядах и действиях архиепископа Луки
14 марта 1944 г.
Сов. секретно
Доношу, что Тамбовский архиепископ Лука по прибытии в гор. Тамбов во время богослужения в храме проводит нездоровые высказывания среди верующих. 26 февраля за всенощной архиепископ Лука произнес первую вступительную речь следующего содержания:
«Мир вам, моя новая возлюбленная паства, мир вам, труждающие люди, мир вам, мои бедные люди, мир вам, голодные люди!
15 лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовестить вам слова Божии. Открывайте свои сердца для восприятия моих слов. О чем я буду вам говорить? Господь мне словами пророка Иеремии повелевает: «Пастыри, утешайте, утешайте мой народ!». Вот вы и примите мои утешения, мои бедные голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия. Храмы наши разрушены — они в пепле, угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хотя и небольшой, бедный, но все же храм. Он грязен, загажен, темен. Не сияет над нашими головами свет, который должен бы сиять, но зато в сердцах наших горит свет Христов.
Взгляните Вы — что делается в мире? Идет ужасная война. Враг разрушает города, селения, храмы, но его изгоняют наши войска из пределов нашей родины. В освобожденных местностях наш народ восстанавливает города, селения, строит заводы. Так и вы, подобно этим строителям, восстанавливайте разрушенные храмы, подымайте их из пепла и мусора. Свои храмы очищайте от грязи скорее. Несите сюда все, что у вас есть: несите полотна, шейте ризы священникам, пусть они ходят не в золотых, как преподобный Сергий Радонежский. Давайте сюда живописцев, художников, пусть они пишут иконы. Нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, ибо храмы Божии должны вновь восстановиться, и вера засиять новым пламенем».
5 марта 1944 г. в Покровской церкви архиепископ Лука во время литургии совершал прием в общение с Московской патриархией священника Семена Алексеевича Петрова из г. Кирсанова через публичное покаяние по чину, составленному самим архиепископом. Содержание чина следующее:
«На малом входе подводят к архиерею кающегося.
Архиерей вопрошает: «Почто пришел еси к нашей мерности?». Ответ: «Покаяться в великом грехе моем».
Архиерей: «Доброе и святое есть дело покаяние. Соверши же его со страхом Божиим». Вновь поклоняется кающийся архиерею, и отводят его на амвон и чтет покаяние.
«Пред Великим и Всеправедным Богом, ему же мерзость, лукавство пред тобою, Владыко святый, и пред народом православным исповедую мой смертный грех нарушения единства церкви и участия в расколе живоцерковном и обновленческом. Уча паству свою идти за Христом путем тесным и прискорбным, я сам в малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды. Забыл я обличающие раскольников-обновленцев слова св. апостола Иоанна Богослова: «Сии вышли от нас, но не были наши. Ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и раз это открылось, что не все наши». Не убоялся я грозных слов святого пророка Малахии: «Уста иерея хранят правду и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя, вы уклонились от пути, сделали немощными в законе многих, нарушили закон Левия, говорит Господь Вседержитель. И я сделаю Вас униженными и отвергнутыми перед людьми, ибо Вы не сохранили путей моих».
Горе мне, окаянному, ибо мне говорит Христос: «Кто соблазнит одного из малых сил, верующих в меня, тому лучше бы было, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской».
Став на колени и воздев руки: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, ты рекл еси пречистыми усты твоими, яко радость будет на небеси о едином грешнике кающемся, нежели о девятидесяти и девяти праведных, не требующих покаяния. Прости же, Господи, и мне, грешному, тяжкий грех мой».
Встав с колен и поклонясь архиепископу: «Прости и ты, владыко святый, и благослови». Поклонясь в пояс на три стороны народу: «Простите мя отцы, братия и сестры, и помолитесь обо мне, грешном». Потом подходит к архиерею и творит земной поклон. Архиерей дает молитву разрешительную».
Так разрешается чин приема священника Петрова. Этот чин вызвал торжество и радость фанатиков, радующихся унижению обновленцев; слезы и плач людей, не понявших, в чем кается священник; возмущение и презрение к епископу, унижающему личность и авторитет священника, со стороны сознательных людей.
После литургии этого же числа, т.е. 5/III-44 года, архиепископ Лука говорил проповедь на тему «Торжество православия», где он указал:
«Под православием надо разуметь сохранение правой веры, данной нам Христом в Евангелии и в учении св. отцов в Вселенских соборах. Но на протяжении веков православная вера подверглась испытаниям и искажениям людей, по своей гордости не подчинявшихся авторитету церкви и вводивших свои человеческие толкования и учения». И далее привел примеры возникновения ересей и расколов из церковной истории. Остановился на критике католичества, протестантства и особенно сектантства, которого предостерегал бояться. Затем перешел на историю расколов в русской церкви и заострил внимание на обновленчестве.
«В 1922 г. в русской церкви появился страшный раскол живоцерковной кучки священников с некоторыми архиереями — не захотели поминать святейшего патриарха Тихона и отмежевались от него, убоясь гонений. В 1923 г. они созвали свой самочинный собор и увлекли за собой хитростью, местью и обманом часть доверчивых людей, образовав обновленческий раскол.
Но простой русский православный народ явился хранителем православия. В истории известно, что хранителями истины нередко являются не архиереи и священники, а народ. И вот наш народ восстал против обновленцев. Обновленческих священников и архиереев гнали из церкви, сбрасывали с лестниц церкви, некоторые из православных пострадали, но за то получили венцы мученические. Честь и хвала защитникам православия. Страшный раскол.
6 марта 1924 г. святейший патриарх Тихон запретил в священнослужении обновленческих архиереев, но они не убоялись этого и продолжали служить. А Вы знаете, что кто дерзнет это делать и кто с ними имеет общение, то тот подлежит отлучению от церкви — анафема да будет.
Вот и Ваш храм и община были обновленческими, и Вы повинны в этом грехе раскола. Горе, горе Вам!
Вы слышали сегодня за литургией, как каялся, плакал об этом грехе священник Симеон, осознав тяжесть греха раскола, — так и Вы кайтесь в нем. Идя на исповедь, откройте этот грех своим священникам и получите прощение».
8 марта при встрече благочинного Покровской церкви Леоферова с архиепископом Лукой последний в пояснение выработанного им текста покаяния и сказанной проповеди по вопросу гонения обновленческого духовенства и в пояснение текста: «В малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды» и заданного вопроса благочинным Леоферовым: «…что гонимы были мы, обновленцы» архиепископ Лука сказал: «На Вас, обновленцев, было не гонение, а выражение презрения народа. Гонимы были мы, староцерковники, от власти, т.к. архиереев, не пожелавших занять живоцерковнической кафедры, ссылали; храмы, которые не хотели подчиняться живоцерковническому правлению, закрывались или преследовались обновленцами. Обновленческие священники и епископы были агентами. Доказательством этого служит то, что у одного по изгнанию из храма обновленческого священника в ящике нашли составленный список на староцерковных священнослужителей для ареста, в этом списке первым был я. В этом заключается путь лукавства и неправды. В большинстве обновленческие священники и епископы таковы, но среди них отдельные лица бывают и идейные. К таким я отношу быв[шего] Кировского митрополита Иоанна Мирцева, который еще до революции был социалистом — он находит, что социализм и христианство совместимы. Он читает Ленина, Энгельса, изучает «Капитал» Карла Маркса. Я же считаю недопустимым убивать на это много времени. Лучше изучать Библию и труды отцов».
Архиепископ Лука составленное им покаяние по чину и принятый им метод покаяния священнослужителей хочет направить святейшему на одобрение и сказал благочинному Леоферову, что, как указано в журнале Московской патриархии №1 (1944 г.), воссоединение обновленчества с православной церковью, происходящее в зале заседания Синода, Святейший проводит неверно.
Одновременно начинает проводить в жизнь внешний облик священнослужителей. Так, например, благочинному Леоферову предложил отпустить волосы, бороду и не ходить в светской одежде, а протодиакону Покровской церкви приказал больше не ходить в парикмахерскую и не носить светскую одежду. Сам архиепископ Лука намерен на намеченном облздравотделом в конце марта областном совещании врачей присутствовать в архиерейском облачении.
Настоящее сообщаю на Ваше распоряжение.
Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбовской области Медведев
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.