15 апреля 1944 г.
Секретно

Доношу, что за отчетный период поступило заявлений об открытии церквей — 57, из них отклонено согласно решений исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся — 13, и одно заявление об открытии церкви в гор. Моршанске было направлено в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, об открытии которой было получено разрешение 23 марта с.г., и церковь открыта и зарегистрирована 8 апреля 1944 г. Таким образом, в стадии разрешения находятся 43 заявления, которые направлены в местные горрайисполкомы для представления требуемых сведений.

В январе м-це с/г имело место совершение богослужения в здании церкви с. Текино, которая официально закрыта не была, но не действовала с 1938 г. из-за отсутствия в приходе священника, и, по прибытии туда из заключения незарегистрированного священника Смирнова, верующие гр-не с. Текино самовольно стали проводить богослужение. По установлении факта богослужение в церкви было прекращено. После этого в этом селе священник Смирнов производил обряды и богослужения в частных домах. Тамбовский архиепископ Лука своим письмом от 17/III-44 г. просил зарегистрировать этого священника для совершения религиозных обрядов на дому. Регистрация была отклонена.

Кроме этого, по области имеется ряд случаев совершения богослужения и выполнения служителями религиозного культа православного вероисповедания треб, не имея на то разрешения. Например:

В гор. Тамбове:

Протоиерей Каргашинский, 78 лет, совершает литургии и требы у себя на дому и по домам верующих в районе Нового Тамбова.

Священник Захарьевич, 70 лет, совершает требы на домах, кладбище, а также служит литургию на квартирах монахинь по Мичуринской ул., №14 и у др.

Протоиерей Добронравов, 70 лет, совершает требы в пригородных населенных пунктах гор. Тамбова и в праздник Рождества Христова ходил по городу среди верующих с молебном.

Священник Семенов имеет большую практику по совершению треб в северной части гор. Тамбова.

Протоиерей Кедров, 75 лет, выполняет требы по просьбе верующих по гор. Тамбову.

Быв[ший] священник Клименко, который снял с себя сан и опубликовал свое отречение через печать, сейчас ходит по деревням и выполняет требы как священник.

В гор. Моршанске:

Священник Добров, 71 год, совершает обряды религиозного культа у себя на дому и считается по Моршанску как мародер: берет за совершение крещения 500 руб. или 2 буханки хлеба или 1 кгр. масла и т.д.

Иеромонах Пантелеймон (Дерябин Дмитрий Егорович), иеромонах Философ (Холостов Венифис Дмитриевич), иеромонах Вениамин (Гордеев Виталий Николаевич) — все они совершают религиозные обряды и священнослужения на домах и ведут агитацию среди верующих через монашек о том, чтобы не открывать церковь, т.к. советская церковь — церковь красная.

В гор. Кирсанове:

Имеются 3 священника — Тюрин, Ветринский и Окрочков, которые систематически совершают религиозные требы на домах, и иногда исполняет обряды иеромонах Митрофан.

Первые три священника имеют около себя по несколько монашек. Требы и богослужения совершают по домам гор. Кирсанова и прилегающих сел и берут не менее 100 руб. за каждую требу. Монашки производят торговлю свечами ценою по 5-10 руб. и молитвами, которые пишут от руки, по 30-50 руб.

В гор. Мичуринске:

Имеется подпольная группа верующих иосифлянского течения (в Мичуринске называется никитовской — по церкви, где служил архиепископ Алексей Буй). Руководит этой группой верующих иеромонах Александр Филиппенко, который совершает нелегальные богослужения по домам верующих гор. Мичуринска. Литургию служит в узком кругу, а причастия распространяет через своих монашек. Сам Александр Филиппенко живет в гор. Мичуринске без прописки, не имеет определенного места жительства, а скрывается среди верующих иосифлянской группы. Группа эта ведет агитационную работу среди верующих православной церкви, из них отдельные лица останавливают идущих в храм верующих, говоря: «Зачем вы ходите в церковь антихриста, там молятся за Советскую власть» и т.д. Вследствие такой агитации некоторые верующие православного вероисповедания перестали ходить в храм.

Наряду с этим богослужения и религиозные обряды совершают в некоторых селах по районам незарегистрированные бывшие священнослужители:

Село Челнаво-Рождественка Дегтянского р-на — совершает религиозные требы по домам иеромонах Андреев Липат.

Село Нижне-Спасское Рассказовского р-на — диакон Назаров Василий Иванович совершает богослужения на дому с участием хора из любителей.

Село Александровка Уваровского р-на — священник, прибывший из Краснодарского края, совершает на домах все обряды.

Наряду с этим имеет место совершение богослужений и исправление религиозных обрядов религиозного культа со стороны проходимцев. Быв[ший] учитель деревни Дербень Кирсановского р-на Котов Андрей Сергеевич, выдавая себя за священника, ходит по глухим деревням и производит богослужения и обряды. Так, например, с 15 по 20 января, будучи в селе 2-[я] Иноковка и Несвитчино Кирсановского р-на, под руководством местной монашки Анны Солоповой он совершал обряды по домам и на Крещение с группой верующих ходил на Иордань и совершал водоосвящение.

За отчетный период наблюдался ряд выражений реакционных взглядов со стороны Тамбовского архиепископа Луки, как уже было сообщено докладными записками за № №012 от 19/Ш и 014 от 29/III с.г. Но, кроме указанных фактов, имел место случай следующего реакционного высказывания с его стороны. В конце марта в облисполком прибыл с заявлением об открытии церкви в с. Ламки Ламского р-на гр-н Подосинников А.Ф., и во время беседы с ним пришел архиепископ Лука, и когда ходатай от группы верующих заявил, что быв[шее] здание церкви, о которой просят верующие, переоборудовано под районный клуб, архиепископ заявил: «Клуб нужно закрыть, а здание отдать под церковь, т.к. церковь важнее клуба. Все равно в ваш клуб никто не ходит, а посмотрите, сколько молодежи бывает в церкви». И дальше обратился за подтверждением своих слов к гр-ну Подосинникову, говоря: «Правда в ваш клуб никто не ходит?», на что последний смущенно дал утвердительный ответ.

В январе м-це наблюдались случаи, когда в гор. Тамбове Покровскую церковь и ее священнослужителей работники горфо неправильно облагали налогами. Например, с просфорни было наложено за выпечку просфор за 3 м-ца более 30000 руб., исчисляя припек от просфор наравне с припеком, получаемым в пекарне от выпечки хлеба, и расчет за купленную муку был произведен по государственной цене, а не по рыночной, как это было на самом деле. Также было запрещено и составлен акт о закупке материала для оборудования храма и свечей у частных гр-н по рыночной цене.

На священнослужителей был наложен годовой налог из расчета с преподанной причтом суммы с выручки первого м-ца после открытия церкви, т.е. из расчета 34000 руб. в месяц, тогда как в последующих м-цах выручка причта была уменьшена приблизительно вдвое.

Кроме этого, практиковались вызовы в горфо ктитора и проверки церковной кассы во время богослужения. Эта жалоба была направлена зав. облфо, который проверкой подтвердил эти факты и дал указания о недопущении в дальнейшем подобных действий и разъяснил порядки и правила взаимоотношений с плательщиками церковного культа. После этого, т.е. с января м-ца, больше никаких жалоб не поступало и ненормальностей в этой области не наблюдается.

Приложение: Сведения о действующих и недействующих церквях по Тамбовской обл. Сведения о духовенстве при действующих церквях по Тамбовской обл.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбовской обл. Медведев



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind