22 июля 1944 г.
Секретно

Доношу, что за отчетный период поступило заявлений об открытии церквей — 19, и от предыдущего квартала имеется 43. Одно заявление об открытии церкви в гор. Кирсанове отправлено в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР 20/V-44 г. за №022. Остальные заявления направлены в местные горрайисполкомы для наведения по ним соответствующих справок с техническими актами согласно Вашего циркулярного письма №677 от 24 марта. Из них получено обратно от райисполкомов 24 заявления, которые находятся в стадии рассмотрения.

[…]. Кроме этого за отчетный период имеется ряд случаев производства богослужений: священником Патрикием, 80 лет (с. Бахаревка Сампурского р-на), который исполняет требы по домам; иеромонахом Жабиным Климентием Кондратьевичем, 62 лет — производит богослужения в с. Старо-Сеславино среди верующих на площади около храма и исполняет отдельные требы по домам. Он написал заявление архиепископу Луке с просьбой вызвать его в Тамбов и благословить на совершение богослужения.

В селе Вязовое Туголуковского р-на производит богослужения по домам и на кладбище гр-н Акулинин Ефим Иванович, 80 лет, который совершает литургию по воскресным дням и большим праздникам — Пасху, Троицу.

В селе Кочетовка Токаревского р-на священник Соловьев Павел, парализованный, на Пасху совершал богослужения, освящал куличи верующим с. Кочетовка и других сел.

В гор. Тамбове на Воздвиженском кладбище служит панихиды быв[ший] священник Лоскутов Константин Александрович, который в 1936 г. снял с себя сан, священник Новоселов и другие незарегистрированные священники, из которых Лоскутов по кладбищу считает себя хозяином. Например, 11/VI-44 г. он подошел к священнику Новоселову и спросил, на каком основании тот здесь служит. Новоселов ответил, что по разрешению Владыки. Лоскутов сказал: «Я Вам не разрешаю, я заведующий кладбищем, протоиерей Лоскутов, вот я здесь только разрешаю этому старцу», показывая на какого-то старика, который ходил по кладбищу, — «Если Вы будете продолжать службу, то я донесу на Вас в НКВД, и Вас посадят».

Также на Петропавловском кладбище появился иеромонах Феофан, который, совершая панихиды, встретился с благочинным Покровской церкви Леоферовым и протодиаконом Добровым. Леоферов предложил Феофану явиться к нему от имени архиепископа Луки для установления его правоспособности на совершение треб, но иеромонах заявил, что он не признает быв[шего] патриарха Сергия и архиепископа Луку. На вопрос, кого же он признает, он ответил, что признает архиепископа Евлагия. «Вы его знаете?» — спросил он Леоферова. Леоферов сказал ему, что этот архиепископ — изменник родины и русской церкви, эмигрировавший с белыми за границу, участник Корниловского собора, лишенный сана за измену покойным патриархом Тихоном, и сейчас тоже умер. На вопрос «Почему Вы не признаете патриарха Сергия?» Феофан ответил: «Сергий подмазывается к советской власти и ввел поминание ее в церкви, а я не признаю Советскую власть». Спустя некоторое время Феофан, обращаясь к благочинному Леоферову, сказал: «Вот Вы не имеете права служить, Вы — самозванцы. Вы в Покровской церкви просто дурака валяете! Власть поминаете, а она не нуждается в ваших молитвах. Она гонит религию. Апостол велит молиться за христианского царя, а не за безбожную власть». На приведенные доказательства Феофану со стороны Леоферова о его неправильных взглядах Феофан сказал: «Я не признаю советскую власть и патриарха».

За отчетный период со стороны архиепископа Луки имеется по-прежнему пристрастное отношение к священнослужителям, которые прибывают из заключения по отбытии срока наказания. Так, протоиерей Петров Алексей Егорович, 65 лет, возвратившийся из Красноярского края, где он пробыл в лагере с 1937 г. по 1944 г., обратился к архиепископу Луке с просьбой об устройстве его на службу. Архиепископ Лука своей резолюцией на это ответил: «Иметь кандидатурой в Кафедральный собор», который он надеется иметь в гор. Тамбове.

Архиепископ Лука намечает ввести религиозное просвещение среди интеллигенции. Для этого он 27/VI с.г. командировал благочинного Леоферова в Москву в Св[ященный] Синод со своим докладом, в котором, как мне известно, средством для просвещения интеллигентного общества он выставляет критику материализма и ознакомление интеллигенции с миром духовным (трансцендентным, т.е. сверхъестественным) через изучение новой науки — метапсихологии, которая применяется за границей, для чего просит ознакомления с богословской литературой католической, протестантской церкви за последние 25 лет.

Ставит вопросы:

—о немедленном открытии оборудованных храмов, а там, где нет в населенном пункте храма, где он временно занят или требует капитального ремонта, строить новые молитвенные здания простого типа под названием «церкви-обыденки»;
—о постановке постоянного богослужения среди населения на должную высоту;
—о воспитании детей в религиозном духе через родителей;
—об организации для взрослых воскресных школ с преподаванием в них закона Божьего, истории церкви, катехизиса.

Несмотря на отклонение Синодом его предложений по докладу, он все же начинает проводить в жизнь намеченные им мероприятия, как-то: 14/VII-44 г. архиепископ Лука командирует благочинного Леоферова и протодиакона Доброва в гор. Мичуринск для освящения Мичуринской церкви, где предлагает Леоферову зачитать обращение к верующим гор. Мичуринска, которое по своему характеру идет вразрез со сталинской Конституцией своим выражением: «Да воспитываются в нем (храме) дети Ваши в благочестии и разумении правды Божией».

За отчетный период имеется случай со стороны Моршанского горфо о недообложении налогом священника Богоявленского, а именно: согласно поданной им декларации он обложен налогом 9000 руб. в год, а в среднем по его доходу он должен быть обложен гораздо большей суммой, о чем сообщено Тамбовскому облфо для проверки.

Приложение: Сведения о церквях по Тамбовской области.
Сведения о священнослужителях Русской православной церкви по Тамбовской области. Копия обращения архиепископа Луки к верующим гор. Мичуринска.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбовской обл. Медведев



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind