5 октября 1944 г.
Секретно

Доношу, что за отчетный период поступило заявлений об открытии церквей — 5 и от предыдущего квартала имеется 61. Одно заявление от гр-н села Нижне-Спасское Рассказовского района отправлено в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР на разрешение открытия церкви. Часть заявлений в количестве 38 находятся в местных горрайисполкомах для наведения по ним соответствующих справок, и 26 заявлений находятся на разрешении облисполкома.

За отчетный период открыта одна церковь в г. Кирсанове 26/IX-44 г. Несмотря на то, что со стороны местных советских властей приняты меры по отношению прекращения нелегального богослужения незарегистрированными священнослужителями и др. лицами, все же нелегальное богослужение проходит в ряде мест. Так, например, в селе Лаврово Покр[ово]-Марфинского р-на священник Соболев совершает богослужение и исполняет обряды на дому и ездит по окружающим селам (сведения взяты от гр-ки Головлевой).

В селе Оржевка Уметского р-на систематически происходит богослужение священнослужителями Митрошкиным Василием Макаровичем и Самсоновым, которые служат на дому у гр-на Лысова, где верующих собирается до 150 человек.

Из указанных священнослужителей священник Митрошкин имеет справку, выданную архиепископом Лукой Войно-Ясенецким о разрешении ему производить богослужение и что он находится с ним в каноническом общении (см. мое отношение 046 от 26/IX-44 г.).

В этом селе священник Лазуткин Василий Яковлевич совершает богослужение у себя на дому в основном по большим праздникам, где собиралось верующих до 300 чел. 2 августа ему было запрещено совершать богослужение, он стал проводить богослужение на Кушниковом роднике на территории быв[шего] мужского монастыря. У этого родника на праздники также собираются по инициативе женщин из дер. Тишениновка Уметского р-на Нюры Меркушевой, Фени Сопруевой, из села Вельможка Гавриловского р-на Анисии Васильевны (фамилия не установлена), монашек села Глуховка Уметского р-на Шляковой Анны и Евдокии, быв[шей] псаломщицы Параши (фамилия не установлена), проживающей в селе Панино Уметского р-на, и др., которые проводят службу, читают акафисты, поют отдельные псалмы, где к ним присоединяются и другие женщины и монашки.

В плохую погоду эти группы собираются в д. Тишениновка Уметского р-на. Эта группа женщин в основном единоличницы и ведут работу против колхозов, говорят: «На работу в колхоз не ходите, колхоз это есть антихристская печать». Ведут работу против патриарха Сергия, говорят: «Не ходите в церковь, все эти церкви от антихриста, нет благодати, патриарх Сергий работал вместе со Сталиным, в церквях поминают Сталина» (сведения взяты от Лактюшина).

Из села Оржевка Уметского р-на от верующих получено заявление об открытии церкви, которое 3/V-44 г. направлено для получения справок в райисполком, и, несмотря на неоднократные напоминания, ответа нет. На днях мною намечен выезд в райисполком для осмотра быв[шего] здания церкви и оформления материала.

В селе Бондари того же р-на имеются лица, которые выдают себя за священнослужителей, совершают все церковные обряды. Так, один себя выдает епископом и на вопрос, кем он поставлен, отвечает, что посвящение в архиепископы получил в г. Астрахани, и второй — Иван Дмитриевич (фамилия не установлена) — выдает себя за священника и говорит, что положение получил от вышеуказанного епископа. Для уточнения личностей запрошен РИК.

В гор. Тамбове по-прежнему продолжают исполнять отдельные нелегальные церковные требы священник Семенов Евгений, быв[ший] обновленческий протоиерей Лоскутов Константин Александрович, который добровольно снял сан священника в 1936 г., священник Новоселов И.И.

В с. Иваново Юрловского р-на имеется женщина — фанатичка под названием Ганя-слепая, выдает себя за святую пророчицу, она рассказывает народу о своих всяких необычных видениях (ей являются Христос и Богородица, с которыми она беседует, и что они делают ей поручения). Она совершает священнические требы, крестит детей, хоронит умерших, ведет агитацию против колхоза, причащает верующих просфорой и говорит: кто причастится у нее, тот в колхоз не пойдет. Те, кто ездят в Тамбов, молятся за Советскую власть, за врагов.

В селе Б.-Двойневка Тамбовского р-на самозванец Прокопий совершает отдельные церковные требы, крестит, хоронит. Когда его спрашивают: «Кто дает тебе право, ведь ты не священник?», он отвечает: «Сам Бог послал меня и он дал право».

По вопросу принятия мер по отношению прекращения совершений нелегального богослужения со стороны местной советской власти наблюдались перегибы.

Например, в селе Овсянка Кирсановского р-на до июля 1944 г. на дому у гр-ки Шубочкиной совершалось богослужение, и 8/VII-с.г. была совершена обедня, которая продолжалась с 8 час. утра до 11 часов дня, где присутствовало много колхозников, что сорвало сельскохозяйственную работу в колхозах. Председатель Овсянского с/совета т. Новикова для прекращения этого богослужения, по заявлению гр-ки Шубочкиной, которая писала на имя тов. Сталина жалобу, якобы допустила ряд нетактичных поступков.

По моему предложению Кирсановский райисполком расследовал этот факт и сообщил своим отношением за №74/с от 21/IХ-с.г., что председатель с/совета Новикова действительно 8/VII-44 г., дождавшись окончания богослужения, проверила у Шубочкиной и священнослужителей, что никакого разрешения на богослужение не имеется, предложила колхозникам с обеда идти на работу в колхозы, а священника и диакона с иконами (якобы по телефонному предложению нач-ка РО НКГБ) направила в РО НКГБ, где со священнослужителями была проведена соответствующая работа, а иконы были тут же возвращены обратно для вручения по принадлежности, т.к. со стороны РО НКГБ указаний для изъятия их не было.

Распространению нелегального богослужения, в основном для исполнения отдельных религиозных треб, способствует сам архиепископ Тамбовский Лука Войно-Ясенецкий, который священнослужителям выдавал справки следующего содержания: «Священник (фамилия) находится со мною в каноническом общении. В священнослужении не запрещен и пользуется всеми правами священнослужения». Таких справок он выдал, по моим данным, 8 (см. отношение мое №046 от 26/IX-44 г.).

В гор. Моршанске со стороны священнослужителя Богоявленского наблюдается грубое нарушение церковных обрядов, выразившееся в самозваном присвоении сана протоиерея, ношении не принадлежащего ему золотого креста, лживое именование себя кандидатом Казанской духовной академии, небратолюбие и корыстолюбие (за несколько месяцев службы в сане священника купил себе в г. Моршанске дом и двух коров). За все это архиепископ Лука указом за №60 от 30/VIII-с.г. уволил его от должности. Богоявленский не подчинился, мотивируя тем, что архиепископ Лука его не назначал, а у него имеется назначение от Московской патриархии, которая ему выдала 11/IV-44 г. за №804. 23/IX получено от патриархии телеграфное подтверждение архиепископа Луки о правильном увольнении Богоявленского. Мною от него затребована справка о регистрации. Приложение: таблица форма №1 и №2.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбов[ской] обл. Медведев



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind