(К образованию новой церкви)

Укрепление Советской власти, рост ее мощи в связи с последними победами на внутреннем и внешнем фронтах, влекут за собой ряд неисчислимых последствий как во внутренней жизни Республики, так и за ее пределами.

Одним из таких последствий внутри Советской Республики, является образование новой церкви, отколовшейся от казенной чиновничьей православной, возглавляемой патриархом Тихоном.

Это событие произошло в Пензе, где на собрании духовенства и мирян была провозглашена новая церковь, ставящая себе целью «восстановление евангельского учения во всей его первобытной чистоте, искаженной фарисейством князей церкви».

На этом же собрании была выявлена война старой монархической церкви во главе с ее самодержцем патриархом Тихоном.

Насколько будет сильно новое движение и в какие формы оно выльется это покажет будущее, но характерно, что вождем религиозного движения, объявляющего войну князьям церкви является один из князей старой церкви архиепископ Владимир.

Уже этот факт вызывает сомнения в чистоте идейных мотивов новаторов религии.

Но как бы то ни было провозглашение новой «народной свободной церкви» говорит в том, что в среде духовенства произошел глубокий сдвиг.

Низшее духовенство, этот забитый угнетаемый сверху своими «князьями», «поповский пролетариат», объявил войну этим князьям — духовным буржуям, епископам,— и за ограду древней монархически чиновничьей организации проникло классовое расслоение!

Лучшая, идейно и морально наиболее здоровая часть служителей религиозного культа, освобожденная революцией от опеки государства, должна была раньше или позже порвать с монархическими епископами, с самодержавием патриарха.

И теперь она это сделала под влиянием успехов Советской власти и развития идей коммунизма.

Нет сомнения, что этот раскол церкви только первый шаг со стороны лучших и сознательных элементов духовенства в сторону коммунизма.

Все честное молодое, здоровое, еще окончательно не затуманенное религией, раньше или позже порвет с ней окончательно, убедившись на опыте, что в современной обстановке нет места на земле «евангельскому учению во всей его первобытной чистоте», да и в каком бы то ни было виде.

Потому что, как глубоко верно сказал пролетарский философ Иосиф Диуген:

«Человек, который исходит из веры во всемогущего Бога, который склоняется во прах перед роком и силами природы, который в сознании своего бессилия умеет только смиренно умолять о сожалении, не может быть годным членом нашего нынешнего общества».

Эти слова написаны около 40 лет назад и тем более они приложимы к эпохе мировой революции.

Таким образом отпадение более здоровых элементов от монархической, феодально буржуазной церкви, освобождение их от пут древнего, архаического, давно изжитого мировоззрения, как признак разрушения религии и падения влияния церкви как этап просветления многих умов — вот первое значение, первый смысл образования новой церкви.

Для Советской же власти новая «народная свободная церковь» имеет и другое значение.

В рабочем классе, крестьянстве и интеллигенции, в значительной их части еще много верующих, находящихся в той или иной степени под влиянием религиозных догматов, навыков, обрядов, идей.

Образование новой церкви, пробивая бреш в закоснелых формах православия, давая пищу религиозно настроенным умам, способствуя освобождению их от дурмана религии, тем самым облегчает верующим сотрудничество с

Советской властью, делает их способными к воспринятою идей коммунизма.

Новая, народная, свободная церковь разрешает для действительно религиозных людей конфликт между их убеждениями и коммунизмом, как мировоззрением господствующего класса, отвергающего религию, в сторону сближения с властью этого класса и подчинения ее политике. Недавно в Известиях В.Ц.И.К. тов. Лацис поднял вопрос о поддержке Советской властью движения лучшей части низшего духовенства, стремящегося свергнуть князей церкви.

Едва-ли можно говорить о помощи духовенству одного культа со стороны пролетарской власти. В таком случае Советская власть должна была бы поддерживать прогрессивные течения и среди служителей других религиозных культов — магометан, иудейского, католического и др.

Можно сказать только с уверенностью, что после признания Советской власти патриархом Тихоном, поскольку среди духовенства и части населения идет дальнейший процесс освобождения от древних оков монархического чиновничьего православия, рабоче-крестьянская власть будет считаться с фактом такого процесса, не препятствуя здоровым формам его развития, если они не будут служить тормазом социального строительства.

Почти три года прошло после падения самодержавия, теперь мы становимся очевидцами разрушения православия, этой идеологической формы царизма.

Неумолимы, суровы законы жизни, все обветшалое, изжившее себя, окаменелое с виду в своих формах, истлевшее внутри, разваливается под ударами бурно бегущих событий, рушится под ударами красного молота, которым кует рабочий класс свободу и счастье для всего человечества.

Георгий Якубовский

«Известия», 13 декабря 1919 г.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind