Aug
16
Запас карман не тянет
August 16, 1991 | Comments Off on Запас карман не тянет
Похоже, и в среде обывателей, и среди «серьезных» экономистов уже сложилось мнение, что апрельское подорожание нанесло сокрушительный удар по всем без исключения. Дескать, и без того ветхая экономика окончательно развалилась. В общем, одни минусы и никаких плюсов.
Действительно, в нашей области цены выросли в среднем на 90 процентов. Причем по продовольственным товарам этот индекс составил 76 процентов, а по непродовольственным – 104 процента. Ущерб для любого семейного бюджета ощутимый, а полки магазинов по-прежнему пусты. И тем не менее рискну предположить, что кое-какие результаты все же есть.
Вообще-то нынешняя торговля напоминает утлое суденышко в бурных водах экономической неразберихи: то резко вверх, то вниз до самого дна. В марте товарные запасы составляли всего 160 миллионов рублей – на 29 дней торговли, в июне положение начало стабилизироваться и можно было бы торговать «в случае чего» уже 33 дня. Конечно, и это было еще далеко от уровня прошлого года – 57 дней… Но к началу августа положение вдруг резко изменилось к худшему, и товарных запасов оказалось лишь на 23 дня торговли. Что ждать дальше?
И все же… И все же частично уменьшившийся после подорожания спрос позволил торговле кое-что отложить на «черный день». Если на 1 апреля уменьшение запасов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года было зафиксировано по 25 видам продовольственных и непродовольственных товаров, то на 1 августа их количество сократилось до 19 видов. Может быть, это первая ласточка того, что мы наконец начинаем выходить из прорыва?
Еще в июле так можно было сказать однозначно. Судите сами. Например, запасы рыбы увеличились почти в пять раз. В частности, любимой многими селедки еще в марте во всей области было лишь 0,6 процента от мартовских запасов прошлого года. К июлю торговля уже поднакопила 33 процента. Или сливочное масло, на нехватку которого мы так любим жаловаться друг другу. Его запасы к середине лета уже в два раза превышали прошлогодние показатели. А по запасам яиц даже превзошли прошлый год почти на треть.
Но что такое проценты? Голые цифры. Однако помимо относительных существуют и абсолютные показатели. Скажем, в марте в области хранилось всего 214 тонн сахара, л в июле – уже 1315 тонн. Впечатляет. Но все же самым впечатляющим и, честно говоря, обнадеживающим казалось положение с сыром. Его количество в середине лета по сравнению с весной увеличилось… в 110 раз. Если и дальше будут такие темпы, может, товары со складов начнут перебазироваться на полки магазинов?
Увы, уже в июле стабилизировавшееся вроде положение снова опасно накренилось. Снова угрожающе пошла вниз кривая относительного благополучия. Хоть и не достигли еще весеннего упадка, но уже ощутимо снизились запасы колбасных изделий, рыбы, яиц, сахара, безалкогольных напитков и овощных соков. А такого необходимого продукта, как маргарин, осталось и вовсе меньше десяти процентов от уровня прошлого года.
Чуть больше оптимизма позволяет прочувствовать состояние рынка непродовольственных товаров. С марта их запасы по всем видам продукции медленно, но неуклонно нарастают. Исключение составляют лишь носочно-чулочные изделия. Их количество уменьшилось уже почти наполовину. В то же время по некоторым другим товарам мы уже перекрыли уровень прошлого года. Скажем, еще к началу апреля на складах и базах находилось всего шесть процентов шерстяных тканей от уровня первого квартала 1990 года, а к началу августа их количество уже перекрывало показатели соответствующего периода на 61 процент. Сходное положение с телевизорами. На десять миллионов рублей больше хранится теперь одежды и белья, на три миллиона – трикотажных изделий.
Что это, случайные колебания агонизирующего рынка? Начало выхода из кризиса? Хочется надеяться на лучшее. Время покажет.
16 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.