Jan
19
Информация отдела пропаганды и агитации Тамбовского обкома ВКП(б) о работе школ Тамбовской области
January 19, 1942 | Comments Off on Информация отдела пропаганды и агитации Тамбовского обкома ВКП(б) о работе школ Тамбовской области
19 января 1942 г.
На 1 сентября 1941 г. в области работало 1833 школы с количеством учащихся 208558 чел. К 15 ноября числилось работающих школ 1769, в них 206587 учащихся. На 15 декабря, по далеко не полным данным, из школ выбыло (по разным причинам) около 90 тыс. учеников. Точное количество ушедших из школ установить невозможно, так как только 17 января закончилась вторая четверть, и сейчас подводятся итоги.
Особенно большой отсев учащихся произошел в декабре месяце. По отдельным районам он выражается колоссальной цифрой. Так, в Лысогорском районе отсеялось из школ 24% (2212 учеников), в Бондарском — 27% (2582 уч.), Пичаевском — 21% (1018 уч.), Инжавинском — 18% (1662), Моршанском — 20% (1853). Только по девяти школам Красивского района выбыло 848 учеников, а в такой школе, как К[арай]-Салтыковской, из 560 ушло 203 ученика. Из 300 учащихся Д[уплято]-Масловской школы Знаменского района осталось 160 человек. 60% учащихся Красно-Свободненской НСШ Тамбовского района прекратили посещать школу. 185 учеников школы №17 (Тамбов) оставили школу. 88 учеников выбыли из школы №8 (Тамбов). Большой процент отсева по школе №2 и другим городским и районным школам.
Во многих школах области прерывались занятия от 3 дней до 2 месяцев в связи с занятием их под военные надобности. Такие перерывы были почти во всех школах Первомайского района, не работала часть школ в Хоботовском, Избердеевском, Гавриловском, Рассказовском, Лысогорском, Тамбовском, Инжавинском, Шпикуловском, Жердевском и др. районах.
В городах Тамбове, Кирсанове, Рассказово и в районах Никифоровском, Сампурском, Инжавинском, Ракшинском школы за 1-е полугодие перемещались из помещения в помещение по 3-4 раза.
В декабре месяце были приняты меры к вовлечению учащихся в школы. Был организован подворный обход учителями семей, где живут ученики. В ряде районов (Тамбовском, Сампурском, Ржаксинском) были проведены совещания по улучшению работы школ, но эти мероприятия мало помогли улучшить работу школ.
Посещаемость школ области остается низкой. По отдельным районам, например, Тамбовскому (25-30%), Алгасовскому, Моршанскому, Гавриловскому, Сампурскому, Избердеевскому, посещаемость школ не превышает 50%. Неудовлетворительный процент посещаемости школ и по г. Тамбову (школы №№8, 2, 17 — 80%).
Главная причина плохой посещаемости заключается в том, что многие учителя, директора, завучи и работники отделов народного образования, поддавшись паническому настроению в связи с временно осложнившейся военной обстановкой для нашей области, перестали работать с учащимися и их родителями по привлечению школьников на занятия, пустили работу школ на самотек.
Многие учащиеся собирались эвакуироваться (г. Тамбов), отдельные уезжали, а оставшиеся ждали со дня на день выезда (№№17, 2, 8 и др.).
Родители не пускали в школу детей, боясь бомбежки (декабрь).
Неуверенность самих учащихся, что школы нормально будут работать в этом году.
Учащиеся в семье остаются работать, заменяя ушедших в армию отцов, братьев и др. причины.
Успеваемость по области за 1-[ю] четверть колеблется от 68% (Дегтянка, Хоботово) до 86% (Пичаево). По 2-й четверти данные только подводятся.
Проверкой отдельных районов и школ установлена весьма низкая успеваемость. Например, в Никифоровской школе общая успеваемость 71,4%, а по отдельным классам, как-то: 5б— 24%, 7-[й] — 45%, контрольные работы дали: по 4а классу — 65%, по 4б классу — 59%, по 7-[му] классу — 35,5%, а по алгебре контрольная работа по 7-[му] классу ни одной положительной оценки не имеет. Из 414 учеников этой школы 95 не аттестованы. В Старинской школе того же Никифоровского района из 34 учеников писали контрольную работу 8, а из этих 8 только 3 «удовлетворительно». В 4-[м] классе из 23 писали работу 11, из них 6 «плохо».
В тамбовских городских школах: №2 в 5-7-[х] классах успеваемость 64,3%, 8-10-[х] — около 60%, а в 8-м — 37%. Из 368 учащихся 93 оказались неаттестованными. В школе №8 не аттестовано 109 учеников, неуспевающих — 183. По школе №17 не аттестован 51 ученик и 152 неуспевающих.
Программы 5-10-[х] классов во всех школах не пройдены. Во многих районах учебный план выполнен не более 50% (Тамбовский, Избердеевский, Красивский, Никифоровский и отдельные городские).
Методические объединения почти нигде не работают, а, между тем, во многих школах преподавание проходит на низком уровне. В Никифоровской школе учительница Долгова не преподает, а халтурит. На уроке литературы в 5-[м] классе она, прежде чем начать занятие, сидела минут 7, не знала, что говорить, затем предложила одному из учеников рассказать биографию Пушкина. Этот мальчик дошел до «Пушкин в лицее» и не закончил. Другому дала прочитать отрывок из «Капитанской дочки». Биография Пушкина осталась незаконченной. Не сделано объяснение и «Капитанской дочке». На этом урок был закончен.
В преподавании — особенно истории — совершенно отсутствует связь с современностью. В Красносвободненской школе на уроках 7-[го] и 6-[го] классов учительница Блохина, читая «Полтавский бой» и «Тарас Бульба», ни словом не обмолвилась о наших днях, не показала героев Отечественной войны. То же можно сказать и об учителях Никифоровской, Старинской и др. школах.
Отсутствует контроль за работой школ со стороны органов народного образования. Директора и завучи мало бывают на занятиях в классах. В Никифоровской и Старинской школах совсем не посещают занятия ни директора, ни завучи. В этих школах представит[ел]ь роно ни разу не был и не удовлетворительно поэтому, [что] учительница Левина, не проверяя контрольные работы по русскому языку, выставила оценки по 15 работам, «оценив» 14 — «хорошо», 1 — «неудовлетворительно». При проверке работ оказалось: 10 — «неудовлетворительно» и с большой натяжкой 5 — «удовлетворительно». Домашние работы, как правило, не проверяются. Внеклассные чтения почти не ведутся.
Совершенно неудовлетворительно проводится обучение учащихся сельхозработам. Облоно должен приготовить 4130 трактористов, 1500 комбайнеров. По данным облоно, в 25 районах и 7 городах приступили к занятиям 2606 трактористов и 1387 комбайнеров. Однако проверкой установлено, что в отдельных районах к занятиям еще не приступили (Знаменский, Избердеевский, Никифоровский и др.). Запоздание с развертыванием этой работы облоно объясняет отсутствием программ, которые были присланы Наркомпросом только 7 января.
В ряде районов не приступают к обучению за отсутствием специалистов (Тамбовском, Юрловском).
Контроля за работой по подготовке учащихся сельхозработам со стороны облоно и облзо нет. Только этим можно объяснить, что до сих пор эти организации не знают, что делается по обучению механизаторских кадров в 21 районе области.
Совершенно неудовлетворительно идет военно-физкультурная подготовка учащихся. В 49 школах нет военруков, а в имеющихся недостаточно квалифицированы и имеют значительные физические недостатки, которые мешают им проводить в полном объеме военно-физкультурную подготовку учащихся.
Военная подготовка проходит на низком уровне. Отсутствует материальная база для нее. Нет лыж, учебных винтовок и другого оборудования. В большинстве случаев отсутствует помещение, в котором можно было бы проводить физкультурное занятие.
Слабо работают комсомольские и пионерские организации, а в некоторых школах совсем отсутствуют (Красносвободненская, Старинская и др.).
РК и ГК комсомола неправильно используют на общественной работе ст. пионервожатых. Например, в школе №2 (Тамбов) ст. пионервожатую Лиду Мишину настолько нагрузили общественной работой, что ей пришлось оставить учебу (училась в 10-[м] классе) и заниматься исключительно выполнением поручений РК и ГК комсомола. В школе №8 секретаря комитета комсомола (уч. 10-[го] класса т. Мурашеву) командировали на хлебопоставки, где она находится свыше месяца, в связи с чем контрольные работы она не может выполнять и остается неаттестованной. Аналогичная картина с пионервожатыми и секретарями комсомола и в других школах.
Отсутствует работа с родителями, собрания не проводятся (школы №№2, 8, 17 Тамбова, Красносвободненская, Никифоровская, Знаменская, Избердеевская и др.).
Областной отдел народного образования недостаточно руководит работой школ. За 7 месяцев военного времени глубокой проверки работ школ не было. Опыт работ школ облоно не изучает. Представители облоно были только в 16 районах по отдельным вопросам — подготовка к учебному году, проверка преподавания отдельных дисциплин (немецкий язык).
Инструктор отдела партпропаганды обкома ВКП(б) Бурашникова
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.