Jul
17
Из информации Тамбовской уездной особой комиссии по ликвидации неграмотности о проделанной работе в Тамбове и уезде с февраля по 15 мая 1920 г.
July 17, 1920 | Comments Off on Из информации Тамбовской уездной особой комиссии по ликвидации неграмотности о проделанной работе в Тамбове и уезде с февраля по 15 мая 1920 г.
17 июля 1920 г.
…По постановлению коллегии губнаробраза от 3 января при губнаробразе была организована особая комиссия из представителей губисполкома, губнаробраза и политпросвета. Параллельно в то же время при уотделе наробраза организовалась особая комиссия с соответствующим представительством от уотдела наробраза, уисполкома и уполитпросвета.. Ввиду новизны дела и для сохранения тесного контакта действий с губернской особой комиссией укомиссия была пополнена представительством от губнаробраза в лице заведующего внешкольным подотделом, двух внешкольных инструкторов.
…Укомиссия составила мобилизационный план ликвидации безграмотности среди населения Тамбова и Тамбовского уезда. По этому плану время до 1 февраля посвящалось на агитацию и разрешение организационных вопросов. Было составлено «Обращение» ко всем культурным работникам Тамбова и уезда, а также воззвание под заголовком «Победим безграмотность!».
…На расходы по ликвидации безграмотности губнаробразом были обещаны денежные средства и действительно дано: 2 800 000 в начале дела, а потом из средств губисполкома — 3 000 000 рублей. В детальной организации дела Тамбов был разбит на три района… Тамбовский уезд — на 13 районов.
20 января на все 16 районных пунктов укомиссией были избраны районные уполномоченные, в большинстве школьные работники и два. заведующих народными домами.
К этому времени государственными типографиями Тамбова было напечатано 160 000 экземпляров советского букваря, 7000 азбук и 6500 таблиц умножения. Совершенный недостаток оказался в карандашах, ручках и перьях. Получив, что было возможно, районные уполномоченные разъехались по своим районам открывать ликвидационную кампанию: при посредстве районных волостных и сельских комиссий произвести подсчет неграмотного населения, разбить его на группы в 25 человек каждая, подыскать помещения для занятий, изыскать на местах отопление, освещение и письменные принадлежности, регистрировать мобилизованных шкрабов и служащих, устраивать на пунктах мобилизованных из Тамбова работников.
В начале февраля началось обучение неграмотных, причем первое время оно шло силами местных шкрабов и мобилизованных служащих, а потом (в уезде) и силами мобилизованных и командированных из города лиц. Всего трудилось по обучению неграмотных до 1100 человек… Из этого контингента выборных лиц особенно выделились как активные деятели 59 человек, состоящих заведующими волнаробразами, председателями и секретарями волкомпартов, заведующими народными домами, председателями и членами вол-исполкомов, секретарями волисполкомов и школьными работниками.
…Занятия с неграмотными были открыты частью в школьных помещениях, частью в других специально целиком взятых для ликвидации или частично в свободные часы. Школьные помещения оказались более или менее удовлетворительными; что касается взятых на учет помещений временных., или в большинстве (в селах) они страдали неприспособленностью к школьным занятиям: отсутствием мебели, небольшой световой поверхностью (маленькие оконца), близостью обычных житейско-бытовых крестьянских условий (семьи телят, ягнят и проч.), недостаточным отоплением, а местами и полным отсутствием топлива, недостаточностью освещения по вечерам.
…Существенным техническим тормозом к успешному проведению ликвидации безграмотности (не говорим о городе, а о большинстве сел) явилось почти полное отсутствие, как упоминалось выше, карандашей, ручек и перьев (всего на уезд 44 ручки), а также малое количество чернильного порошка. Счастливцев, вроде Рассказовского, Токаревского, частью Бондарского районов, сумевших достать эти учебные принадлежности в кооперативах, оказалось немного. В большинстве же районов приходилось изворачиваться как кто мог, чтобы выйти из невозможного положения: одни получали от укомиссии белую газетную бумагу с кнопками, прикалывали ее к стене и писали углем, другие резали находившиеся карандаши на 5—6 частей и бережливо писали ими на тетрадях, третьи делали «сапушные» чернила и самодельные ручки (палочки, к которым привязывались перья, уже бывшие в употреблении в школах, откуда они брались).
…Букварь оказался со всех сторон неудовлетворительным: плохая бумага, слепая печать, скудное содержание, при употреблении букварь быстро треплется, все в нем сливается, так что после одного периода обращения он уже становится непригодным. Книг для чтения после букваря почти не было.
…Несмотря на вышеуказанные неблагоприятные условия, работа по ликвидации безграмотности все-таки шла и результаты ее представляются теперь в таком виде.
Всего в Тамбове работало 25 пунктов, в 57 волостях — 484. Всех групп по пунктам определялось: по Тамбову — 37, по уезду — 1687. Всего неграмотных по Тамбову и уезду учтено 112 989, из них обучившихся грамоте 40 048, успешно окончили обучение 17 534. Общий процент успешности обучения 43,4, процент ликвидации — 17,3. Последняя цифра показывает, что из 100 человек неграмотных 16 уже обучилось грамоте, а это значит, что, повторив совершенную кампанию ликвидации безграмотности 4—5 раз или, иными словами, употребив на ликвидацию 2—3 года, мы ликвидируем безграмотность в населении Тамбова и Тамбовского уезда, то есть совершим сдвиг, равного которому не знает история…
Особая уездная комиссия по ликвидации безграмотности.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.