Из информации Тамбовской уездной особой комиссии по ликвидации неграмотности о проделанной работе в Тамбове и уезде с февраля по 15 мая 1920 г.

July 17, 1920 | Comments Off on Из информации Тамбовской уездной особой комиссии по ликвидации неграмотности о проделанной работе в Тамбове и уезде с февраля по 15 мая 1920 г.

17 июля 1920 г.

…По постановлению коллегии губнаробраза от 3 января при губнаробразе была организована особая комиссия из представителей губисполкома, губнаробраза и политпросвета. Параллельно в то же время при уотделе наробраза организовалась особая комиссия с соответствующим представительством от уотдела наробраза, уисполкома и уполитпросвета.. Ввиду новизны дела и для сохранения тесного контакта действий с губернской особой комиссией укомиссия была пополнена представительством от губнаробраза в лице заведующего внешкольным подотделом, двух внешкольных инструкторов.

…Укомиссия составила мобилизационный план ликвидации безграмотности среди населения Тамбова и Тамбовского уезда. По этому плану время до 1 февраля посвящалось на агитацию и разрешение организационных вопросов. Было составлено «Обращение» ко всем культурным работникам Тамбова и уезда, а также воззвание под заголовком «Победим безграмотность!».

…На расходы по ликвидации безграмотности губнаробразом были обещаны денежные средства и действительно дано: 2 800 000 в начале дела, а потом из средств губисполкома — 3 000 000 рублей. В детальной организации дела Тамбов был разбит на три района… Тамбовский уезд — на 13 районов.

20 января на все 16 районных пунктов укомиссией были избраны районные уполномоченные, в большинстве школьные работники и два. заведующих народными домами.

К этому времени государственными типографиями Тамбова было напечатано 160 000 экземпляров советского букваря, 7000 азбук и 6500 таблиц умножения. Совершенный недостаток оказался в карандашах, ручках и перьях. Получив, что было возможно, районные уполномоченные разъехались по своим районам открывать ликвидационную кампанию: при посредстве районных волостных и сельских комиссий произвести подсчет неграмотного населения, разбить его на группы в 25 человек каждая, подыскать помещения для занятий, изыскать на местах отопление, освещение и письменные принадлежности, регистрировать мобилизованных шкрабов и служащих, устраивать на пунктах мобилизованных из Тамбова работников.

В начале февраля началось обучение неграмотных, причем первое время оно шло силами местных шкрабов и мобилизованных служащих, а потом (в уезде) и силами мобилизованных и командированных из города лиц. Всего трудилось по обучению неграмотных до 1100 человек… Из этого контингента выборных лиц особенно выделились как активные деятели 59 человек, состоящих заведующими волнаробразами, председателями и секретарями волкомпартов, заведующими народными домами, председателями и членами вол-исполкомов, секретарями волисполкомов и школьными работниками.

…Занятия с неграмотными были открыты частью в школьных помещениях, частью в других специально целиком взятых для ликвидации или частично в свободные часы. Школьные помещения оказались более или менее удовлетворительными; что касается взятых на учет помещений временных., или в большинстве (в селах) они страдали неприспособленностью к школьным занятиям: отсутствием мебели, небольшой световой поверхностью (маленькие оконца), близостью обычных житейско-бытовых крестьянских условий (семьи телят, ягнят и проч.), недостаточным отоплением, а местами и полным отсутствием топлива, недостаточностью освещения по вечерам.

…Существенным техническим тормозом к успешному проведению ликвидации безграмотности (не говорим о городе, а о большинстве сел) явилось почти полное отсутствие, как упоминалось выше, карандашей, ручек и перьев (всего на уезд 44 ручки), а также малое количество чернильного порошка. Счастливцев, вроде Рассказовского, Токаревского, частью Бондарского районов, сумевших достать эти учебные принадлежности в кооперативах, оказалось немного. В большинстве же районов приходилось изворачиваться как кто мог, чтобы выйти из невозможного положения: одни получали от укомиссии белую газетную бумагу с кнопками, прикалывали ее к стене и писали углем, другие резали находившиеся карандаши на 5—6 частей и бережливо писали ими на тетрадях, третьи делали «сапушные» чернила и самодельные ручки (палочки, к которым привязывались перья, уже бывшие в употреблении в школах, откуда они брались).

…Букварь оказался со всех сторон неудовлетворительным: плохая бумага, слепая печать, скудное содержание, при употреблении букварь быстро треплется, все в нем сливается, так что после одного периода обращения он уже становится непригодным. Книг для чтения после букваря почти не было.

…Несмотря на вышеуказанные неблагоприятные условия, работа по ликвидации безграмотности все-таки шла и результаты ее представляются теперь в таком виде.

Всего в Тамбове работало 25 пунктов, в 57 волостях — 484. Всех групп по пунктам определялось: по Тамбову — 37, по уезду — 1687. Всего неграмотных по Тамбову и уезду учтено 112 989, из них обучившихся грамоте 40 048, успешно окончили обучение 17 534. Общий процент успешности обучения 43,4, процент ликвидации — 17,3. Последняя цифра показывает, что из 100 человек неграмотных 16 уже обучилось грамоте, а это значит, что, повторив совершенную кампанию ликвидации безграмотности 4—5 раз или, иными словами, употребив на ликвидацию 2—3 года, мы ликвидируем безграмотность в населении Тамбова и Тамбовского уезда, то есть совершим сдвиг, равного которому не знает история…

Особая уездная комиссия по ликвидации безграмотности.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind