Все цвета радуги

August 19, 1991 | Comments Off on Все цвета радуги

Михаил Божий – известный живописец. В свое время на одной из всесоюзных художественных выставок он показал картину «Керн и Пушкин», которая в большей мере отражает лирическое мироощущение автора. Живопись мастера построена на мягких сочетаниях зеленовато-серых, бледно-фиолетовых цветовых оттенков. С большим искусством ему удалось передать атмосферу лунного вечера, тишины и взволнованности героев картины. Теперь она хранится в нашем собрании. Молдованин Михаил Греку относится к плеяде мастеров, заявивших о себе в 1960-е годы. Он тяготеет к символу, к поэтическому иносказанию, метафоре. Картины Греку отражают жизнь родной республики. Смелые цветовые решения полотен передают мажорно-поэтическое восприятие всего сущего самим автором. У нас находится одна из его работ. Художник буквально любуется народным творчеством – резными воротами, погребками, домами с нарядными наличниками. Картину

«Улица колодцев, с. Фрумушине» отличает красочная звучность, яркость образно-пластического мышления автора, его светлое жизнеутверждающее начало в мировосприятии.

Творчество латышского художника Эдуарда Калныньша представлено в нашем собрании небольшим пейзажем, выполненным им в самом расцвете его таланта. Э. Калныньш – известный маринист, произведениям которого присуща ясная декоративность и лаконизм художественного языка. В небольшом полотне в мягких, но звучных цветовых сочетаниях голубых, зеленоватых, серых, желтоватых тонов раскрывается красота и лиризм природы Прибалтики.

Еще один представитель латышской школы – Индулис Заринь. Он развивает классические традиции латышской пейзажной живописи. Его работы конца 50-х годов отмечены лиризмом и поэтической созерцательностью. Пейзаж «Венеция» из нашего собрания отражает особенности пластического языка Зариня. Он привлекает насыщенным колоритом, построенном на сочетании звучных темно-зеленых, розово-охристых, красновато-коричневых тонов.

Другая работа более позднего периода творчества «Шестой номер» говорит о стремлении автора к ясности и лаконичности художественной формы. Саркис Мурадян – представитель искусства Армении. Традиционный аскетизм цвета и формы придает особую остроту и некоторую отстраненность живописному почерку автора. «Цвет, воспринятый психологически, есть основа выразительной энергии линий и контуров, абрисов и объемов»,– эти слова художника определяют во многом особенности его живописного языка. Строгий геометризм линий, локальность цветовых плоскостей, графичность силуэтов свойственны его работе «Армянский пейзаж», в котором поэтическое восприятие мотива помогают Мурадяну создать неповторимый образ родной земли, с ее нежными очертаниями холмов голубоватых и зеленых тонов, средневековыми храмами и прозрачностью воздуха.

Работы Семена Чуйкова – киргизского живописца, хранящиеся в галерее, «Индийские женщины», «У колонки», «Неприкасаемая. Тяжелое наследие прошлого» являются характерными для индийской серии мастера. Над индийской темой С. Чуйков работал на протяжении всей своей жизни. Он не один раз бывал в Индии и из каждой поездки привозил интересный этюдный материал. Персонажи картин, наделенные характерными национальными чертами, пребывают в состоянии созерцательного покоя, что придает особую значительность образам. Автор стремится передать свое очарование красотой и пластичностью людей Индии. Произведения С. Чуйкова привлекают щедростью цветовой палитры.

Одним из молодых представителей киргизской школы является художник Саттар Айтиев – автор, работающий в русле национальных живописных традиций, вместе с тем сумевший найти свой индивидуальный художественный язык. Его самобытное искусство отличает философско-созерцательное видение мира. Картины Айтиева привлекают многообразием фактуры, сложным цветовым решением. Работа «Юрты в степи» является одной из характерных живописных работ мастера. Первостепенную эмоциональную роль в его полотне играет цвет, разработанный в мельчайших колористических градациях коричнево-охристых, красноватых, сиреневых тонов.

Живописные произведения художников союзных республик, представленные в этой статье, дают хотя и в небольшой мере представление о разнообразии национальных художественных школ советского искусства.

Т. СУТОРМИНА. Искусствовед.

19 августа 1991

Способы сервировки стола
Со шведским столом россияне познакомились каких-нибудь 10-15 лет назад. В советское время такой способ подачи блюд воспринимался бы как полная победа коммунизма – каждому по потребностям. Подробнее на сайте Наш дом – Швеция!


Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind