Третья попытка «Тойоты»

August 20, 1991 | Comments Off on Третья попытка «Тойоты»

Что позволило Японии превратиться в кратчайшие сроки во вторую экономическую державу мира? По мнению специалистов, это прежде всего приоритетная ориентация на развитие экспортных, наиболее конкурентоспособных отраслей, решающей из которых для Японии стало автомобилестроение.

Автомобильная промышленность обеспечила стране широкий выход на мировые рынки, огромный приток валюты, приобретение передовой технологии и в результате мощное развитие всей экономики в целом. Лидирующие позиции японское автомобилестроение удерживает и по сей день, что в условиях жесткой конкуренции немыслимо без хорошо разработанной и гибкой стратегии и тактики ведущих компаний. Сегодня это с наибольшей очевидностью прослеживается в одном из важнейших секторов мировой системы свободной торговли – Европе.

В течение нескольких последних лет, например, флагман японского автомобилестроения компания «Тойота» трижды меняла как методы привлечения европейских покупателей к своей продукции, так и формы проникновения на европейские рынки. Первоначально стратегическая линия этой компании заключалась в поставке в страны Старого света автомобилей высокого качества по более низким ценам, чем машины конкурирующих фирм. Исчерпав возможности этого направления, «Тойота» в 80-х годах приступила к внедрению своих производственных мощностей непосредственно на Европейском континенте, с тем чтобы во всеоружии встретить создание общего третейского рынка (что намечено на 1 января 1993 г.), а также самортизировать ужесточающийся протекционизм европейских государств.

Сейчас, когда до открытия двух крупных производств «Тойоты» в Англии и Бельгии остается менее года, руководство компании пришло к выводу о необходимости более кардинальных шагов для обеспечения позиций на европейском экономическом плацдарме. Было принято решение о налаживании всестороннего сотрудничества непосредственно с конкурентами. По заявлению исполнительного директора «Тойоты» по вопросам европейского маркетинга и инженерии X. Цуцуи, несколько европейских компаний по производству автомобилей, среди них французские, уже выразили стремление к такому сотрудничеству с крупнейшей автомобильной компанией Японии.

Что же принесут «Тойоте» (и, значит, ведущей отрасли японской экономики – автомобилестроению) различные – двусторонние и многосторонние – соглашения о кооперации с европейскими конкурентами?

Ежегодно европейские страны ужесточают требования по ограничению экспорта японских машин в Европу, Япония вынуждена также лимитировать производство автомобилей на своих европейских предприятиях, поскольку на континенте все четче проявляется тенденция включать продукцию местных японских предприятий в общий объем экспорта из Страны восходящего солнца. Таким образом, единственный способ выполнения главной стратегической задачи – обеспечения неуклонного роста производства и сбыта продукции – это заключение различных соглашений о кооперации, регулирующих отношения между конкурентами на основе принципа взаимовыгодных уступок.

Насколько можно судить, именно этот принцип лег в основу подписанного недавно соглашения между Японией и ЕЭС, по которому Япония обязуется не увеличивать годовой объем экспорта автомобилей в Европу в период с 1993 по 1999 год, не выходить за рамки общего объема производства на этот период, установленного для ее автомобильных предприятий в Европе. В свою очередь ЕЭС соглашается на невключение указанного объема продукции в общий объем японского автомобильного эксперта, который подлежит строгой регламентации на весь указанный период.

В принципе в отношении японского экспорта ЕЭС пойдет на постепенную отмену ограничений, которые в настоящее время существуют в отдельных странах – членах «Общего рынка». Важно также, что политика протекционизма, направленная на поддержку автомобильной индустрии Европы в ожесточенной конкурентной борьбе с более мощными японскими предприятиями, отныне ограничена определенным сроком и в 2000 году должна уступить место политике либерализации автомобильного рынка. В этом заинтересованы не только японцы, но и европейцы, в первую очередь потребители, которые предпочитают иметь как можно более широкий выбор товаров и цен.

К тому же поднятый в процессе переговоров Японии с ЕЭС вопрос о сокращении автомобильного экспорта в Европу к 1999 году осложняется неизбежным сокращением рабочих мест, по существу, созданных японцами для европейцев. Причем в данном случае речь идет об увольнении главным образом высококвалифицированных специалистов, имеющих доступ к самой передовой технологии…

20 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind