На сессии росийского парламента

August 21, 1991 | Comments Off on На сессии росийского парламента

21 августа в Москве открылась чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР.

Наша сессия созвана поистине в трагические дни для Отечества, когда самозванный Государственный комитет по чрезвычайному положениню в СССР отстранил от власти законного Президента страны, поставил страну на грань гражданской войны, сказал, открывая сессию, исполняющий обязанности Председателя парламента России Р.И. Хасбулатов. Была поставлена цель захвата здания Верховного Совета и правительства России? которое было окружено плотным кольцом бронетанковой техники. В эти тяжелые часы мы могли противопоставить войскам волю и решимость народа, и эти черты героически проявили москвичи.

Депутаты почтили минутой молчания память погибших в ночь на 21 августа возле Дома Советов РСФСР.

Сессия приняла повестку дня. Депутаты обсудят политическую ситуацию, сложившуюся в республике в результате государственного переворота в СССР.

На сессии выступил Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Россия и страна, сказал он, испытывают драматические моменты в своей истории, а, может быть, и трагические. Было в истории нашей страны уже не раз это и, к сожалению, даже в такой период когда, казалось бы, деморатизация начинает нарастать и набирать темпы. Тем не менее правые силы пытались несколько раз провести этот переворот и наконец его осуществили.

Первый раз это было в начале года, но тогда спугнуло их заявление министра иностранных дел Шеварднадзе о диктатуре и соответствующее общественное мнение и России, и страны, и всего мира. Вы помните сессию Верховного Совета Союза, где примерно те же лица – Павлов, Крючков, Язов пытались требовать себе особых полномочий и ущемлений прав Президента страны и отстранение его от власти. Это вторая попытка, которая не прошла. И, наконец, третья попытка, которая увенчалась успехом. Когда Президент страны находился на отдыхе, а сейчас уже не на отдыхе, а в изоляции в Крыму, этот антиконституционный переворот свершился. Он, безусловно, антиконституционный, поскольку никаких заявлений от Президента страны не было. Это беспрецедентный в условиях действительно развивающегося демократического общества переворот.

Б.Н. Ельцин заявил, что Президент СССР М.С. Горбачев вполне здоров, охарактеризовал политическую ситуацию, сложившуюся в республике в результате действии комитета по чрезвычайному положению, рассказал о мерах руководства России по выходу из кризиса.

В целях установления контактов с главой Советского государства сессия приняла решение направить к М.С. Горбачеву в Крым делегацию в составе вице-президента РСФСР А.В. Руцкого, Председателя Совета Министров России И.С. Силаева вместе с группой народных депутатов РСФСР.

В выступлениях депутаты акцентировали внимание, в частности, на таких вопросах, как создание вооруженных сил России, отстранение руководителей исполнительных органов территорий и республик, которые подчиняются ГКЧП, введение порядка, при котором высшие военные должностные лица должны утверждаться российскими компетентными органами.

Неоднократно прозвучало предложение о поручении прокуратуре, МВД по своим линиям, по своим направлениям осуществить расследования происходящего.

С осуждением «беззакония в стране», совершенного Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР, выступил в парламенте член Совета безопасности СССР В.В. Бакатин.

Члены ГКЧП, подчеркнул он, «взяли на себя колоссальную ответственность и создали колоссальную опасность для народа».

Главной задачей дня В.В. Бакатин считает «борьбу с беззаконием, не увеличивая опасности кровопролития». С этой целью он предложил Верховному Совету РСФСР в создавшейся ситуации добиваться, чтобы бронетанковая техника была убрана с улиц. Правда, он сообщил, что располагает информацией о том, что коллегия Министерства обороны СССР уже приняла такое решение.

Решительное несогласие с методами введения чрезвычайного положения выразил помощник Президента СССР Г.X. Шахназаров, выступивший на сессии. Он высказал предположение, что главная цель тех, кто ввел в стране чрезвычайное положение состояла в том, чтобы не допустить подписание нового Союзного договора.

Помощник Президента прояснил некоторые детали пребывания М.С. Горбачева на отдыхе в Крылу, Ссылаются на болезнь Президента, сказал он, и выходит: если б он не заболел, то и не было бы необходимости вводить чрезвычайное положение. Считаю своим долгом дать справку. Я отдыхал в санатории на Южном берегу Крыма. Михаил Сергеевич несколько раз связывался со мной по телефону: как обычно, он продолжает интенсивно работать и в отпускную пору. Мы обсуждали ряд предстоящих мероприятий в, в частности, его выступление при подписании нового Союзного договора 20 августа.

В последний раз Михаил Сергеевич позвонил мне 18 августа в 16 часов, пояснил далее Г.X. Шахназаров. Президент сказал: «Ну, как, завтра едем?» Отъезд был назначен на вечер 19 августа. Затем Президент спросил, какие новости, поделился своими оценками некоторых выступлений в печати. В конце разговора я поинтересовался, как он себя чувствует, потому что знал: у него был радикулит. Президент ответил: «Хорошо, меня подлечили, все нормально, могу ехать».

Помощник М.С. Горбачева подчеркнул, что метод введения чрезвычайного положения, если он что-либо и доказал, то только бессилие силы. Г.X. Шахназаров добавил: еще раз подтвердилась мысль, которую неустанно повторяет М.С. Горбачев: в нашем обществе все вопросы должны решаться политическими средствами в рамках Конституции и законов страны.

Обсуждение политической ситуации в республике депутаты продолжали и во второй половине дня.

Народный депутат СССР, член Верховного Совета РСФСР Ю.Ф. Карякин сообщил депутатам о заседании Президиума Верховного Совета СССР. В частности, он сказал, что на заседании Президиума принято решение – немедленно вызвать М.С. Горбачева, указы вице-президента считать незаконными, подлежащими отмене. Поставлен вопрос о переносе сессии Верховного Совета с 26 на 24 августа.

К депутатам обратился Б.Н. Ельцин. Он сказал, что ряд областных Советов, несколько краевых приняли решение подчиниться ГКЧП. Он попросил права отстранить председателей этих Советов от должности.

Председательствующий заметил, что «президент может и так отстранять от должности, но тем не менее такое решение будет иметь морально-правовой эффект».

Депутаты проголосовали за такое решение.

Проголосовали и за то, чтобы первым пунктом в готовящемся постановлении записать: «Отменить чрезвычайное положение на всей территории РСФСР».

Однако само постановление было подготовлено поздно вечером, и принимать его намерен парламент на следующий день.

21 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind