Перераспределение экономических функций

June 25, 2013 | Comments Off on Перераспределение экономических функций |

Президент ТО ТПП Николай Калинов принял участие в заседании «Меркурий-клуба», которое прошло в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. Тема заседания: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами». Президента ТПП РФ Сергея Катырина на заседании не было.

Открыл мероприятие и приветствовал участников заседания – представителей министерств и ведомств, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ученых, бизнесменов и политиков – директор клуба Валерий Кузнецов.

Вел заседание и выступил перед участниками мероприятия президент Клуба, академик РАН Евгений Примаков.

Сегодня проблема перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами имеет ряд аспектов, сказал Евгений Примаков. От оптимизации отношений между центром и субъектами зависит территориальная целостность государства.

Сегодня остро стоит вопрос реиндустриализации, развития аграрно-промышленного комплекса, изменения структуры нашей экономики, поэтому необходимо переносить центр тяжести экономической политики в регионы, которые благодаря децентрализации серьезно увеличат свою роль в экономическом плане. Одновременно при этом нужно не растерять политические, экономические, административные функции центра, скрепляющие страну в единое целое.

Правильно выстроенные взаимоотношения между центром и регионами – необходимое условие решения социальных задач. Сегодня 30 процентов расходов консолидированного бюджета идут на социальные нужды. Но не определено соотношение в социальных расходах между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и бюджетами муниципалитетов, а трансферты из федерального бюджета, причем явно недостаточные, не решают общей проблемы. Непонятной выглядит и ситуация, когда Минфин РФ собирается поручить субъектам Федерации нести расходы по увеличению зарплат бюджетников, причем не определив дополнительного финансирования из федерального бюджета. Между тем, с 2008 по 2012 год общий дефицит бюджетов субъектов Федерации вырос почти в три  раза – с 456 миллиардов рублей до 1,2 триллиона. Это тупиковая ситуация. В регионах не остается ресурсов для выполнения ранее уже переданных в их ведение функций – охраны здоровья, борьбы с нищетой, содержания музеев, театров и т.д.

Состояние многих регионов можно охарактеризовать как «предбанкротное». Где выход?

Экономические перекосы между центром и регионами влияют и на демографию. Российское население все активнее стягивается в крупнейшие агломерации, и, если не принять меры, это процесс будет только ускоряться. Беда в том, что отток населения идет из отстающих экономическом и социальном развитии регионов. Кто их будет поднимать?

Один из возможных путей выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации – это укрупнение регионов. Очень важно при этом не навязывать сверху решений об объединении; решать должны сами люди. На повестке дня также необходимость изменить законодательство о местном самоуправлении, закрепить функции, с одной стороны, за регионами, а с другой – за муниципалитетами, подчеркнул Евгений Примаков.

В развернувшейся дискуссии  выступили, в частности, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, генеральный директор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадий Алексеев, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Владимир Городецкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, и.о. заведующего Центром исследований федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд, президент ТПП Ставропольского края, депутат Госдумы ФС РФ Андрей Мурга, проректор по научной и инновационной деятельности Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Валентей, президент ТПП Самарской области Валерий Фомичев, глава муниципального образования Нерюнгринский улус из Якутии Андрей Фитисов, первый заместитель губернатора Костромской области Иван Корсун и другие.

В рамках темы в ходе дискуссии были затронуты, в частности, следующие вопросы: какие секторы экономики требуют федерального контроля, а какие могут более эффективно функционировать под эгидой региональных и местных органов власти; каким должен быть закон, регламентирующий распределение функций между Федеральным центром и субъектами Федерации; в чем плюсы и минусы политического проекта укрупнения субъектов Федерации; какими властными социально-экономическими полномочиями целесообразно наделить муниципалитеты; как совершенствовать бюджетную и фискальную политику в целях выравнивания социально-экономического положения регионов и т.д.

У регионов огромные долги, говорили выступающие. Дело в том, что обязательств у них все больше, а доходы – меньше. Надо расширять права регионов и муниципалитетов.

Можно, например, закрепить за муниципалитетами процент поступлений по налогу на прибыль, – это вызвало бы большую заинтересованность у местных властей в поддержке бизнеса. Средств не хватает и на развитие. Как тут планировать будущее? Да 131-ФЗ о принципах местного самоуправления в свое время сыграл заметную роль, но он устарел; нужно тщательно проанализировать все его аспекты, что бы создать концепцию государственной политики в этой сфере, на основании которой можно было бы строить выверенную правовую базу.

Объединение регионов – более слабого и более сильного – это логично; однако надо все очень тщательно просчитывать, а то можно получить из двух – один регион, но ослабленный, а то и откровенно слабый. Большую озабоченность вызывает соотношение налоговых поступлений между центром и территориями. Здесь  заметен все усиливающийся перекос в пользу федерального центра. Раньше, в начале нулевых соотношение было 50:50, а сегодня регионам достается 35-37 процентов. Огромная проблема – кадры; государство планирует развитие регионов, промышленных зон, но при этом непонятно, кто все это будет делать. Еще один немаловажный вопрос – помощь тем регионам, которые собираются совершить рывок вперед, собрав все силы, из депрессивного состояния в состояние развивающейся территории. Им нужна помощь; а в ответ они обычно слышат: покажите сначала результаты, а потом мы вам дадим деньги на дальнейшее движение вперед; но что-то показать можно, лишь имея силы, в т.ч. материальные, на рывок; в итоге обычно регионы вынуждены просто тратить  силы на изменения в каком-то небольшом сегменте.

Итоги обсуждения подвел Евгений Примаков. Все собравшиеся, сказал он, однозначно высказываются за оптимизацию перераспределения экономических функций так, чтобы государство было сильным, а территории развивались, чтобы решались социальные вопросы, население жило в большем достатке; это выгодно всем.

Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» будут обобщены, в сконцентрированном виде изложены в записке и переданы руководству страны.

Центр по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ


Комментарии

Comments are closed.

Name

Email

Website

Speak your mind