В октябре 1635 года на высоком холме правого берега реки Лесной Воронеж, под торжественное пение церковных гимнов закладывали первый камень будущего города-крепости Козлов «…как для береженья от татарских войн меж Воронежских и Цненских верхов на Урлапове городище…».

После молебна 560 работных людей во главе с царскими воеводами Иваном Биркиным да Михаилом Спешневым приступили к постройке самого города. Но не было покоя от набегов татар: нападали со стороны Дикого поля неугомонные орды, прячась в густых степных ковылях. Пришлось для охраны пригласить ратных людей – стрельцов. Как только явится опасность, десятипудовый колокол подымал и ратных, и работных на защиту строящегося города.

Долго ли коротко времечко шло, а к февралю 1636 года город-крепость был построен. Но еще почти сто лет на Южных границах крымские и нагайские татары беспокоили Московское государство.

Тревожные годы не пугали людей, и под охраной стрельцов города селились в новый край первые переселенцы, привлеченные богатством лесов, рек, полных рыбой, плодородными землями. Переселенцы строились за стенами города, образуя Казачьи слободы. Так за рекой Лесной Воронеж появилась Заворонежская слобода, а вслед у самого подножия холма, на границе Дикого поля – Сторожевская. К северу от крепости появились поселок Казаки и Донская слобода.

Последний набег татар на город был в 1737 году, а впоследствии налеты остались в воспоминаниях тех, кто вел с ними борьбу. Вместе с затишьем потекла мирная и свободная жизнь поселенцев. Активнее стала развиваться торговля хлебом, мясом, салом, скотом, медом. Строились мельницы, маслобойни, салотопни. Население быстро росло, город расширялся.

Местные церквушки и часовни не могли уже вмещать всех прихожан. Возникла необходимость в строительстве новых церквей. Для этого требовался материал. Так появились кирпичные заводы, горны для его обжига и извести. Через реку Лесной Воронеж был построен деревянный мост, установивший постоянное сообщение по большой дороге с городом Тамбовом, обсаженной впоследствии по приказу Екатерины березами, а затем и названной «Екатерининским шляхом». Тут же у моста была установлена Тамбовская застава со всеми тогдашними атрибутами: два каменных столба со шлагбаумом, будкой и постоянной охраной вооруженных отставных солдат.

В конце XVIII века в Козлове насчитывалось 1237 домов, 275 торговых лавок, 70 мельниц, один винокуренный завод, 9 церквей. В городе проживало 1556 однодворцев, более тысячи мещан, 297 ямщиков, 495 купцов.

Бурное строительство церквей пришлось на середину XVIII столетия.

Каждая церковь строилась исключительно по своему единственному плану-проекту. Поэтому каждая из церквей является шедевром русского национального зодчества XVIII–XIX вв. Строительство церквей отвечало не только содержанию духовной жизни жителей города, но и окружавших его сел. Они служили неповторимым украшением города, а звуки колоколов наполняли души русских людей глубоким чувством гордости и духовного единства со всей «святой Русью».

П. Марков

Святотроицкий мужской монастырь
Архангельская церковь
Александро-Невская приютская церковь
Вознесенская (Никитская) церковь
Сторожевская (Николаевская) церковь
Покровская соборная церковь
Троицкая (Пятницкая) церковь
Никольская (Пушкарская) церковь
Ильинская церковь
Скорбященская кладбищенская церковь
Тюремная бесприходная церковь
Боголюбская церковь
Николаевская Богоделенская церковь
Крестовоздвиженская кладбищенская бесприходная церковь
Часовня



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives