May
4
Памяти Ивана Ивановича Дубасова, (I)
May 4, 2014 | Comments Off on Памяти Ивана Ивановича Дубасова, (I)
тамбовского историка и педагога, скончавшегося 18-го ноября 1913 года
(Статья-некролог А. Щёголева)
26 декабря 1913 г.
I.
Имя почившего историка Тамбовского края Ивана Ивановича Дубасова достойно самого широкого внимания. В жизни Тамбовского края И.И. был весьма заметной величиной. Особенно дорого имя И.И. для духовенства Тамбовской епархии. Он, сын бедного сельского священника, получил образование в Тамбовской духовной семинарии и Киевской духовной академии. По своей деятельности, и учёной, и педагогической, по своим убеждениям и взглядам И.И. родной и верный сын православной русской церкви. «Это плоть от плоти и кровь от крови нашей», — может с честью и достоинством говорить про И.И. духовенство Тамбовской епархии. Благодаря своим историческим трудам, И.И. никогда не будет забыт в потомстве, но личность его дорога и должна быть памятна, как верно-преданного сына православной церкви, человека широкообразованного, гуманного и рыцарски благородного.
Жизнь И.И., как и вообще всякого провинциального деятеля, не богата фактами внешней деятельности, но ему, тем не менее, много пришлось испытать и видеть в течение своей многотрудной жизни.
Родился И.И. в 1843 году 10 сентября в с. Коргашине Спасского уезда, в семье бедного сельского священника. Не красно было детство И.И.; его отец, Иван Кириллович, умер от холеры, когда И.И. было всего ещё 4 года, а после смерти отца через 4 недели сгорел дом, и семейство осталось в крайней нищете горькой бедности. Первоначальное своё образование И.И. получил в своём селе у заштатного дьякона, преподававшего со всеми своими методами в духе традиционного сельского дьячка. В восьмилетнем возрасте И.И. Уже очутился в неприветных стенах духовного училища в Тамбове, получившего впоследствии название Первого Тамбовского духовного училища. Тамбовское духовное училище много напоминало известную помяловскую бурсу. Но напрасно предпочтительно обвиняют помяловскую бурсу. Она была ничуть не хуже и не лучше других учебных заведений своего времени, разве только выделялась перед ними по своей бедности. И слава Богу, усиленные обвинения в настоящее время начинают отпадать; наступает время спокойного объективного отношения к заслугам наших духовных учебных заведений.
Из духовного училища И.И. поступил в семинарию в счастливое время. В это время в семинарии уже начали ломаться устои прежнего порядка и режима. Царившая прежде схоластика отходит в область истории и преданий. С особенным своим удовольствием И.И. рассказывает о своих двух наставниках: архимандрите Геннадии и об И.М. Сладкопевцеве. Зародившаяся у И.И. в духовном училище среди самых неблагоприятных условий любовь к знанию в семинарии при лучших обстоятельствах возросла ещё больше. Уже в семинарии в И.И. начал сказываться будущий писатель-журналист. В своих воспоминаниях И.И. рассказывает о том, как он был в семинарии редактором подпольного ученического журнала «Семинарский листок».
Как лучший ученик, И.И. по окончании курса в семинарии в 1863 г. был отправлен в Киевскую духовную академию для продолжения своего образования на казённый счёт. Вся обстановка и строй академической жизни того времени на И.И. оказали самое доброе влияние. Киевская академия за время пребывания в ней И.И. переживала один из лучших моментов своего трёхсотлетнего существования. Несомненно под влиянием профессоров-историков И.И. пристрастился к историческим знаниям и сделал их впоследствии своей специальностью. Исторический Киев произвёл на И.И. неотразимое впечатление, которое он помнил в продолжение всей своей жизни; из своих товарищей по академии И.И. вспоминал известного профессора-философа П. Линицкого.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №56
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.