Памяти Ивана Ивановича Дубасова (III)

May 4, 2014 | Comments Off on Памяти Ивана Ивановича Дубасова (III)

III.

Полезнейшая благотворная деятельность И.И. на поле народного просвещения, давая ему самое широкое право на людскую благодарность и память в потомстве, тем не менее ограничивается сравнительно узкими пределами Тамбовского края. Как известно, питомцы Екатерининского учительского института, «бывшие ученики Дубасова», по преимуществу оставались в Тамбовской же губернии. И.И. хорошо известен в учёно-литературном мире всей России, как областной историк.

Сосредоточился И.И. главным образом на разработке местной истории Тамбовского края. Он из местных историков первый сделал попытку широкого научного изучения областной жизни Тамбовского края. Самый термин — «Тамбовский край», кажется, и получил права гражданства со времени появления трудов И.И. Все прежде написанные труды по истории Тамбовского края — труды протоиерея С. Березнеговского, П.И. Пискарёва, протоиерея Г. Хитрова, Л.А. Воейкова и др., не имеют большого значения и немного найдётся охотников читать их, и мало кому они известны. Только труд Г. Хитрова «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» носит широкий характер, представляя собою вполне законченный цельный труд, но с большими погрешностями и недомолвками. Превосходные труды С. Березнеговского представляют только монографии по отдельным вопросам. Но и эти труды не вызвали к себе никакого особого внимания и сочувствия.

Для своих исследований и работ И.И. потратил массу труда и времени. Прежде всего, он обратился на поиски новых источников и материалов. Для этого он в первые годы своей учёной деятельности усиленно стал работать в архивах, причём не ограничился местными тамбовскими архивами, но, насколько позволяли ему служебные обстоятельства и материальные достатки, работал и в архивах Москвы. Кто работал в наших русских архивах, и особенно в провинциальных, тот знает, сколько в них беспорядка и сколько пыли. Работать в них приходится наугад, и часто одна строчка работы стоит огромных часов и затрат. Горячо преданный служению науке И.И. не останавливался ни перед какими трудностями.

По мере накопления своих материалов И.И. стал делиться своими работами и исследованиями с читающей публикой. Первые его работы по истории местного края стали появляться на страницах «Тамбовских губернских ведомостей» и отчасти «Тамбовских епархиальных ведомостей». Представляют они из себя или вновь, впервые опубликованные материалы, или небольшие сообщения и рефераты. Когда с течением времени у И.И. накопилось достаточное количество обработанного материала, тогда он стал составлять отдельные очерки и статьи. Исследования и очерки И.И. помещались в лучших исторических и толстых учёно-литературных журналах: «Историческом вестнике», «Русской старине», «Русском архиве», «Древней и новой России», «Русском обозрении», «Наблюдателе» и др. Полный перечень печатных работ И.И. можно видеть в нашем труде, «Материалы для библиографии Тамбовской губернии», вып. III. Тамбов, 1909 г. стр. 16—25. По желанию любителей исторических наук, при материальном содействии известного тамбовского мецената просвещения Э.Д. Нарышкина, И.И. объединил свои работы и стал их выпускать отдельными книгами под общим заглавием «Очерки из истории Тамбовского края». Всего вышло шесть книг, или выпусков, первый вышел в Москве, 1883 года, а последний в Тамбове в 1899 году. В отдельное издание трудов И.И. вошли почти все журнальные статьи; одни из статей переработаны сполна, другие вошли с сокращениями и дополнениями, некоторые очерки перепечатаны сполна. Мелкие рефераты и сообщения или опущены совершенно, или помещены в качестве дополнений и пояснений в самих статьях и очерках. Изданные И.И. отдельно труды быстро разошлись в продаже и в настоящее время в антикварных каталогах книжных магазинов отмечаются, как библиографическая редкость.

Впечатление, произведённое журнальными статьями и отдельными выпусками трудов И.И., было велико. Их с огромным интересом читали все любящие живое правдивое слово и интересующиеся вообще историей и, в частности, местной областной историей. Про тамбовцев и говорить нечего; для них в трудах И.И. прямо открывалась новая земля. Недаром журналы в лучшие годы деятельности И.И. с редким удовольствием наперерыв друг перед другом помещали его работы. Известность труды И.И. приобрели и не в одной России. Имя его как талантливого исследователя местной областной истории русской жизни сделалось известным и за границей. Сочувственно встретили очерки И.И. родственные нам славяне. Учёные чехи приветствовали появление трудов И.И. восторженными отзывами в газетах, каковые хранились в портфеле у И.И. Как крупное явление, «Очерки из истории Тамбовского края» были отмечены журнальной и газетной критикой. Все они признавали большое значение за трудами И.И., но отнеслись разно. Некоторые из отзывов с критическими на них заметками И.И. помещены в предисловиях к выпускам отдельно изданных трудов. Многие обращались к И.И., когда требовались научные справки по Тамбовскому краю. Известный Я.К. Грот, составитель огромного труда о Г.Р. Державине, пользовался многими указаниями И.И. Обращался за помощью к И.И. автор специального труда о деятельности Державина в Тамбове, граф Салиас Евгений, издавший своё сочинение «Поэт-наместник» (М., 1885). Все писавшие о Тамбовской губернии считали своей обязанностью присылать ему свои работы.

И.И. прежде всего правдивый историк. Для него самое главное факты. По поводу обвинений его в том, что у И.И. приводятся только все факты печального свойства, он в предисловии к одному из своих выпусков говорит: «К сожалению, архивные хранилища дают нам факты отжившей жизни по преимуществу отрицательного характера»… В другом выпуске: «Предвзятых идей и понятий я не имел; приступая к своим работам, фактов к ним не подбирал и вообще так смотрел на дело, чтобы архивные факты, постепенно выясняясь, больше за сами себя говорили». Настоящий девиз к работам И.И.: «Ниже прибавить, тем паче убавить». Другой характерной чертой трудов И.И. служит их художественность. И.И. — художник-историк. В его исторических очерках картины одна за одной так и проносятся пред глазами читателя, и какие это картины, полные исторической правды и жизни. О событиях не рассказывается, а они прямо рисуются. Благодаря художественности, занимательности, живому захватывающему интересу очерки и рассказы И.И. читали даже никогда не бравшие в руки исторических книг. Художественное направление исторических работ И.И. и выделяет его из ряда других тружеников в области разработки местной истории. Хотя бы для примера взять труды историка Орловского края, бывшего преподавателя духовной семинарии, Г. Пясецкого. Труды Пясецкого в области, совершенно не разработанной и по первоисточникам в учёном отношении, не только ниже, но, может быть, даже и выше работ И.И. Но они слишком сухи и лишены поэзии, а поэтому интересны только для орловцев и мало кому известны. То же самое можно сказать относительно ярославского историка Головщикова, пермского — Дмитриева и многих других, писавших раньше и в настоящее время; всё это труды мало читаемые, мало кому известные, даже у себя дома, в своих родных палестинах. Все почти они по своей художественности, по изяществу своего изложения уступают нашему тамбовскому И.И. Известный областной писатель и деятель покойный нижегородец А.С. Гацисский и тот не может идти в сравнение с нашим тамбовским историком.

На свой труд И.И. смотрел как над подготовительную работу, как на материал для остова будущих работ и исследований. Сознавая недостаток имеющихся у него материалов, источников, И.И. вёл свою работу отдельными очерками, не имеющими между собой строгой генетической связи. Трудно, конечно, при современном состоянии разработки источников истории местного края писать полную историю Тамбовского края. Это дело будущего и едва ли скоро может быть осуществлено. Поэтому И.И. в своих трудах опасался делать широкие выводы и обобщения и в своих заключениях был очень осторожен.

Есть многие, конечно, пробелы и недостатки в трудах И.И. От многих из них он оправдывается в предисловиях к своим выпускам трудов. Между прочим, про труды И.И. говорят, что они анекдотичны. Неправда! Виноват живой образный исторический язык и то блестящее литературное изложение, коим в совершенстве владел И.И., напоминая в этом отношении тоже питомца Тамбовской семинарии, известного профессора-историка Н.Я. Аристова. Многие хотят видеть в работах И.И. литературные произведения, но не исторические работы. Но полной истории И.И., как мы сказали, и писать не мог. Высокие литературные достоинства трудов И.И. именно и выделяют его из ряда других историков и исследователей областной русской жизни. Мы вообще мало привыкли видеть исторические работы, облечённые в живые формы. За блестящим литературным изложением у И.И. действительно некоторыми не замечается исторический характер его трудов.

Что бы ни говорили, что бы ни писали о трудах И.И., тем не менее значение их очень большое. Он научал интересоваться своей родной ближайшей историей, научал её любить, беречь и стремиться к её изучению. В этом отношении, в вызове интереса к своим пенатам, И.И. сделал столько, сколько ни один из областных историков. Упомянутый А.С. Гацисский, несмотря на свою долголетнюю проповедь о любви и интересе к местной областной жизни, не достиг никаких особых результатов, как И.И. Он, И.И., успешно и умело будил и тамбовцев, и всех, кому дорога своя родная отечественная история и своя родная ближайшая старина, будил и своими печатными работами, и всей своей вообще деятельностью.

Литературная деятельность И.И. почти исключительно была обращена на исследование местной тамбовской истории. Изредка И.И. выступал как корреспондент газет: «Нового времени», «Московских ведомостей», местных — «Саратовского дневника», «Курской были» и проч. и в наших «Тамбовских губернских ведомостях». При их разбросанности, незначительных размерах, а также и потому, что его мелкие заметки и сообщения не всегда были подписаны, собрать их трудно, но собранные вместе, они могли бы послужить материалом для характеристики И.И. Тем более это важно, что И.И. при своём, хотя и мягком характере, тем не менее высказывался открыто и определённо. Можно отметить работу И.И. «Религиозно-нравственное состояние католичества в последние три века пред реформацией», помещённую в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 1871 г., № 3, 4 и 6. За эту работу в академии И.И. получил обычную для большинства оканчивающих академию степень кандидата богословия. Эта работа одна из первых по времени появления трудов И.И.

Назад | Вперёд

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №56



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind