Донские вотчины бояр Романовых (6). IV. Лебедянский Троицкий монастырь

May 11, 2014 | Comments Off on Донские вотчины бояр Романовых (6). IV. Лебедянский Троицкий монастырь

Монастырские предания. Разбор их. Основание монастыря. Отношение монастыря к фамилии Романовых.

В одной версте от г. Лебедяни расположен Лебедянский Троицкий монастырь. Предания, создавшиеся около местной Ильинской церкви, относят основание монастыря к половине XIV в. Необычная архитектура упомянутой церкви в стиле рукописных миниатюр храмов XIV—XV вв. с двумя этажами и лестницей между ними давали фантазии возможность помещать в мелкие отделения первого этажа таинственных личностей высокого положения, укрывшихся от своих гонителей в малоизвестный монастырь окраины государства. Церковь строит разбойник Тяпка в половине XIV в., бывший боярином Тяпкиным великого князя московского Иоанна Даниловича, присвоивший дань, которую вёз в орду по поручению своего князя, грабивший окрестные места и впоследствии раскаявшийся. Тяпкина гора, на которой впоследствии возник г. Лебедянь, носит его имя. Предание, далее, помнит некоего владетельного князя, который имел пребывание в монастыре у игумена Петра и здесь скончался. Наконец, в монастыре на своих вотчинных землях спасался от преследования Бориса Годунова боярин Фёдор Никитич Романов и в нём принял пострижение. В нижнем этаже Ильинской церкви показывают келью боярина, до недавнего времени хранилось его кресло, а в покоях игуменских можно видеть старого письма большой портрет патриарха Филарета как патрона монастыря.

При всём нашем уважении к старине родного города изложенные предания во имя истины мы должны отвергнуть. Боярин Тяпкин времени Ивана Калиты — личность мифическая, предание выдумало её, чтобы объяснить географическое название горы. Название горы «Тяпкиной», правдоподобно, возникло в XVII в. и, вероятно, взято от детей боярских Тяпкиных, из которых один значится в монастырском синодике под именем Калины Флоровича Тяпкина. Как ни скудны письменные памятники от XIV в., всё же они дают право заключить, что в конце века в данном пункте не могло быть обители. В 1389 г., т. е. за шесть лет до погрома елецких мест Тамерланом, из Русской земли Доном проезжал в Константинополь митрополит Пимен. В его путешествии край по верховью Дона до г. Ельца описывается крайне пустынным: «Путешествие это было крайне печально и уныло, потому что по обеим сторонам реки пустыни, — не видно ни города, ни села, виднеются только места прежде здесь бывших городов, красивых и обширных; нигде не видно человека, но зверей множество: коз, лосей, волков, лисиц, выдр, медведей, бобров; множество и птиц: орлов, гусей, лебедей, журавлей и разных других». Это описание современника, несомненно, отметило бы монастырь, расположенный на берегу Дона, если он в действительности существовал в то время.
В неизвестном владетельном князе, имевшем пребывание и скончавшемся в Лебедянской обители, некоторые тамбовские историки видят Юрия, князя Смоленского, убившего князя Вяземского и жену его Юлианию и скончавшегося по летописям 14 сент. 1408 г. Единственным основанием для такого заключения служит неясность летописных известий касательно места пребывания и кончины смоленского князя:… «И в рязанской земле пребывание в пустыни у некоего старца христолюбива именем Петра, и тамо неколико дни пребыв в печалех и скорбех… тамо ж в недуг впаде и, мало поболев, скончался о господе». Конечно, из неясности источника нельзя выводить заключения в пользу пребывания князя в монастыре, существование которого для того времени не подтверждается никакими иными данными. Посему благоразумнее будет вместе с другими историками отдать предпочтение Николаевскому Веневскому монастырю ныне Тульской епархии, в то время существовавшему. Что касается последнего предания монастыря о пребывании в нём опального бояр. Фёдора Ник. Романова, то оно пока не подтверждается письменными источниками. Тем не менее, нет достаточных оснований отвергать это предание целиком. Г. Лебедянь отстоит от романовских вотчин на 60 вёрст, через него прямая к ним дорога. Боярин Фёдор Ник. проездом из рязанских вотчин в воронежские действительно мог останавливаться на Лебедяни. Писцовая книга 1627 г. вотчин бояр Романовых возле самого города не знает, но переписная 1646 г. упоминает о слободе бояр. Никиты Иван. Романова, расположенной неподалёку от монастыря. Что касается самой Ильинской церкви, где по преданию тайно проживал опальный боярин, то ничто не мешает допускать её существование до основания обители в 1621 г. В сентябре 1618 г. г. Лебедянь, вместе с Ливнами и Ельцом, был взят гетманом Сагайдачным. Все три города подверглись разорению, в Лебедяни всё было пожжено. По уходе гетмана разбежавшиеся жители мало-помалу возвращались, построили соборную церковь, возвели укрепления. В это именно время, в 1621 г., и явился в Лебедянь инок Савватий с товарищами. В романовском лесу на Яблоновой поляне они и положили основание Троицкой новой пустыни. Местные историки, по незнанию писцовых книг г. Лебедяни, все согласно первой церковью монастыря называют Успенскую. Между тем уже самое название обители Троицкой обличает это заблуждение. Писцовая книга 1627 г. знает в монастыре одну церковь во имя Троицы Живоначальныя с приделом во имя Ильи Пророка деревянную на подклетях. Основателем монастыря считается Савватий, согласно синодику, в котором этому имени отдаётся видимое преимущество: оно встречается два раза: «род строителя Савватия» и в братском помянике — «схимонаха Савватия». В последнем до его имени стоит — «схимонаха Зосимы» и после «игумена Иосифа». Это товарищи Савватия, пришедшие вместе с ним. В 1627 г., в момент составления писцовой книги, все три означенных лица были живы. Монастырские здания и утварь книга приписывает трудам «пустынников и строителев Савелья да Захарья да чёрного священника «Иосифа». Очевидно, Савелий да Захарий в схиме названы Савватием и Зосимой.

Разбор монастырского синодика, — предмет следующей нашей работы, приводит нас к мнению, что наш монастырь получил своё бытие от Елецкого Троицкого монастыря, основанного в половине XVI в. По разрушении Ельца в 1618 г., три вышеупомянутых монаха захотели испробовать иноческую жизнь в более спокойном месте и основали новую Троицкую обитель при г. Лебедяни.

В настоящем кратком очерке монастыря нам важен лишь тот вывод, что если Троицкой обители с Ильинской церковью до 1621 г. не существовало, то не мог иметь в ней пребывание бояр. Фёдор Никит. Романов. Таким образом, связь монастыря с фамилией Романовых разрывается.

Назад

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №57



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind