May
13
Тамбовские летописи (4). Глава первая
May 13, 2014 | Comments Off on Тамбовские летописи (4). Глава первая
Во 164 г. при воеводе, при Иоанне Михайловиче, сыне Короваеве, был приход воинских азовцев; прокопав вал, они под Тамбовом на полях многую шкоту народу Российскому сотвориша, в плен мужеска и женска полу многочисленно побраша и во своя отведоша.
Во 167 г. приходили под Тамбов и в тамбовские сёла многим собранием воинские люди крымские татарове и под Тамбовом и в селех российского народу в плен многих побрали, и под Тамбовом на бою побито 90 человек, а приход им был под Тамбов того лета дважды1.
Во 172 г. ехал из Астрахани митрополит Иосиф чрез Тамбов.
Во 175 г. построен Казанский монастырь выше города Тамбова, на Цне реке, а строил тот монастырь старец Иосиф.
Во 176 г. было знамение на солнце, темнота была на долг час.
Во 179 г. Божиим попущением положил препону великую граду Тамбову вор и изменник Стенька Разин; приходили от него воровские казаки от града Шатцкого и обступили град, месяца ноембрия в 9-й день, и стояли около града до месяца февраля, и в то число пало трупов служилых людей и их казаков, и изменников многое число.
Во 180 г., по указу великого государя, между патриаршества, поставлен в Тамбов протопоп Тимофей Петров.
Во 190 г., марта в 25 день, поставлен в Тамбов преосвященный Леонтий епископ. А в Тамбов приехал во 191 году ноября в 24-м числе и бысть на своём престоле год и седмь месяцев и десять дней, понеже, за общее наше согрешение, попустил Бог ратовати диаволу на христианский род, ненавидяй всякого добра, начат бить челом святейшему Иоакиму, патриарху, Козлова города Троицкого монастыря архимандрит Дорофей с братиею, священнический чин и многие жители города Козлова; и по указу святейшего патриарха и по их челобитью, велено сыскать про него, епископа, с Костромы Ипатского монастыря архимандриту Феодосию, да с Москвы Даниловского монастыря игумену Тимофею; и они были и сыскивали про него, епископа, и по сыске велено ему, епископу, быть в Москве, а поехал из Тамбова во 192 г. иулия в 1-м числе. И с того числа не бысть в Тамбове; а строение его в соборной церкви колокол в 50 пуд2.
Примечания.
1Прот. Березнеговский приводит свидетельство тамбовской летописи о набеге татар в таком виде: «1659 года подступили злодейственно татары к городу, противу которых хотя много оборонялись, однако ничего не успели, и побито тамбовских жителей 90 человек, и в полон взято множество» (стр. 119).
Под 164 (1656), 167 (1658-1659) и 179 (1670) годами в «Летописце» отмечается приход на Тамбовский край азовцев, крымских татар и воровских казаков. Конец пятидесятых и шестидесятые годы XVII ст. ознаменовались частыми набегами кочевников и воровских казаков на наши пределы. Так, из других источников известно, что в 1658 г. татары приступили к Тамбову, уничтожили тамошний гарнизон: одних изрубили, других взяли в плен, хлеб на поле потолочили, прошли уездом верст на пятьдесят, до р. Челновой и сёл Вирятина и Кулеватова, жителей рубили, уводили в плен, скотину гнали с собой и сквернили церкви. «Думали, конца не будет опустошению»,— писал 25 августа 1658 г. тамбовский поп своему епархиальному архиерею в Рязань. В 1669 г. воровские Казаки опустошили Козловский уезд, сожгли много сёл и церквей. (Покровский. Русские епархии в XVI—XIX вв., т. I, стр. 347). А в 1670—1671 гг. Тамбовский край много пострадал от разинских шаек. В Верхоценской волости и в Рыбной пустоши в это смутное время с воровскими казаками пропало, побито и на Хопёр сбежало, за воровство казнено и в полон взято крестьян 1282 человека, сожжено 675 крестьянских дворов и 4 бобыльских двора; 26 крестьянских дворов совсем запустело. В это же время в вотчинах Троицкого монастыря и Мамонтовой пустыни погибло 247 человек и запустело 44 крестьянских двора. («Извест. Тамб. арх. ком.», вып. 45, стр. 47-48).Узнав про опустошение Шацкого уезда, рязанский митрополит Иларион посылал дозорщиков осмотреть пострадавшие места, чтобы не было лишнего сбору «данных денег» с местного приходского духовенства. (Покровский. Русские епархии, ст. I, стр. 347).
2Из «Летописца» не видно, в чём же обвинялся епископ Леонтий. Ответ на этот вопрос даёт другой летописный источник — «Бытность тамбовских архиереев». Здесь о Леонтии определённо сказано: «Отлучён бысть престола своего за поставление священного чина на мзде». Дело в следующем. Епископ Леонтий, получивший только что учреждённую Тамбовскую епархию, попал в крайне стеснённое положение в материальном отношении. Доходами с Мамонтова и Троицкого монастырей, которые на соборе 1682 года были приписаны к Тамбовскому архиерейскому дому, воспользоваться ему не удалось, так как эти обители раньше были приписаны к знатным монастырям — Саввину Сторожевскому и Чудову, и последние противодействовали тамбовскому епископу в его попытках вступить во владение своими монастырями. Леонтий принуждён был довольствоваться сборами и пошлинами с подчинённого ему духовенства. Для улучшения своих средств он значительно повысил ставленые пошлины. «При господстве же выборного начала в приходской жизни того времени, тяжесть этих увеличенных сборов ложилась не столько на самих ставленников, сколько на их избирателей — прихожан. Благодаря этому поступок Леонтия вооружил против него значительное число лиц из духовенства и мирян в Козлове. Вождём оппозиции явился настоятель Козловского монастыря архимандрит Дорофей, который вместе со всеми козловцами имел уже повод быть недовольну Леонтием». (С.Н. Введенский. «Леонтий, первый еп. Тамбовский». «Истор. вестн.» 1906, №11, стр. 944). Последний вскоре по своём поставлении на Тамбовскую кафедру, сделал попытку приписать Козловский монастырь к своему «дому»; но козловские жители тогда вступились за свою обитель и сумели отстоять её самостоятельность. Питая неудовольствие против Леонтия, они воспользовались удобным случаем и отправили патриарху жалобу на своего епископа.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №58
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.