May
13
Тамбовские летописи (3). Глава первая
May 13, 2014 | Comments Off on Тамбовские летописи (3). Глава первая
II.
Древний тамбовский летописец, содержащий повествование от 1636 года, т.е., от самого основания города Тамбова, до 1708 года.
Лета 7144 году по указу Богом избранного и святым елеем помазанного, крепкого хранителя и поборника святыя православныя христианская веры, благоверного и христолюбивого, Богом венчанного и Богом превознесённого, и благочестием всея вселенныя в концех воссиявшего, великого государя, царя, и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, в 24-е лето благочестивыя державы его.
По совету и благословению по плотскому рождению отца его, а в духовном чину отца его и богомольца, великого государя, святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен г. Тамбов, нар. Цне, на левой стороне, на усть речки Студенца, апреля в 17 день, в самый день живоносного Христа Воскресения, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, и соборная церковь обложена того же дни и та соборная церковь совершена и освящена того же 144 года августа в 6-й день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня, а освятил тое церковь священник Мокей Позняков, да диакон Василий Миронов.
А город Тамбов совершён 145 году октября в 1-й день, а именован тот новопостроенный г. Тамбов по речке Тамбову, а та речка Тамбов от того новопостроенного города вверх по реке Цне вёрст за десять впала устьем в реку Цну справа от восточные страны, а Цна река течёт от полуденной страны.
А строил тот новопостроенный город Тамбов, по указу великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, стольник Роман Феодорович Бабарыкин и, построя тот город, был воеводою три лета. А слободы на посаде около того города поселены сведенцами из Шатского города, из Переславля Рязанского, из Коломны, разных городов сведенцами.
Слобода в остроге пешие казаки, полтретья ста человек, а служба их по городу на караулах, переменяючись посуточно по 8 человек.
На посаде за речкою Студенцем Пушкарская слобода, 40 человек, расписаны к пушкам и к затинным пищалям.
Ниже города по Цне реке слобода полковых казаков, 500 человек. Служба их по вестям воинских людей, в посылках, в походех, жалования им государева по два рубля.
Вверх города по Цне же реке слобода Покровские тяглые крестьяне, а во 156 году написаны те крестьяне в полковые казаки, и велено им служить по Тамбовскому земляному валу.
Во 145 году при нём же Романе Бабарыкине приходили воинские люди 100 человек под Тамбов, и за ними он, Роман Бабарыкин, послал лучших людей, дворян и полковых казаков, по числу 400 человек. И зашли тех татар на степе, и отбили у них всех коней те наши служивые люди и 2 человека от тех татар взяли, а те татары отошли пехотою, и после того он, Роман, послал нарочитых людей Андрея Колоду, а с ним 50 человек. И дошли они тех татар у Сиверского Донца, и мурзу у них убили начального человека. И тех татар побито рядовых людей 5 человек, а в Тамбов привели тех остальных татар 63 человека.
Во 152 году, при Самуиле Ивановиче Бискине, приходили воинские люди под Тамбов и побрали служилых людей человек с двадцать. И послан в поход за ними голова Иоанн Кородыкин, а с ним послано 500 человек; и дошли их на степе и ничего им, татарам, наши служивые люди не учинили, только наших 30 человек порубили, а иных в полон взяли месяца апреля в 23 день.
Во 153 году было Божиим попущением, приходила саранча и ела хлеб яровой.
Во 156 г., по указу великого государя, царя и великого князя Алексия Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, в 1-ое лето благочестивыя державы его, прислан в Тамбов князь Иоанн Иоаннович Ромадоновский для великого строения, и того лета построен земляной вал от реки Цны, против устья речки Тамбова, и от села Кузьминой Гати степью до реки Челновой на 20 верстах около градских и уездных поль, от дикие страны; а строен тот вал седмию городами1.
Того ж году на татарских сакмах, по конец того земляного валу, на реке Челновой, на Лысой горе построен вновь городок Красный, и жители построены слободами, отделяя от семей тамбовских служилых людей 250 человек.
Переведены из Шацкого города беломестные атаманы и казаки 100 человек и поселены слободою к тому ж Лысогорскому Красному городку, и по их челобитью построен им особый городок.
Во 163 году, по указу великого государя, царя и великого князя Алексия Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, по общему совету в духовном чину со отцем его и богомольцем Никоном, патриархом Московским и всея России. Ревнуя апостольскому, трудноподвижному по вселенной учению, к познанию Богословия, да быша вcu во единословие пристроити, послан в тамбовские села в новопросвещённый мордовский народ Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, дабы учением его к Богопознанию привести, обвеселяя их царскою милостию и жалованною дачею, святым крещением просветити. А суровнейших и уперших, претя их казнию, приобщити. И в Тамбове граде, и в сёлах тамбовских, и в деревнях учением его архиепископским прихождаху к церквам, от священнического чину восприяли святое крещение, и доднесь в том благочестии живяху.
А в шацких пределех, села Берёзова, в деревне Алгамазове, сатанинскою прелестию обыкновен в застарелой вере своей мордовской мордвин, прозванием Гаречишка, и нехотя восприятии православныя христианския веры и святым крещением просвещён быти и приобща к себе свою братию мордву, в приход к ним преосвященного архиепископа Мисаила, вооружась, стали против и наваждением сатанинским устрелен из лука от них, суперников Божиих, вернейший служитель, архиепископ Мисаил и от того и кончину прият, душу свою в руце Божии предаде.
Примечания.
1Список о. Березнеговского об этом передаёт так: «Видя всегда озлобляемых от татар, новопостроенного города Тамбова жители просили в 1648 году о защищении от таковых нападений царя и великого князя Алексия Михайловича, в первое лето державы его; и по указу его царского величества послан князь Иван Иванович Ромодановский для хранения от опасных случаев и от набегов татар вести земляной вал от села Косьминой Гати до реки Челновой, который и копан обывателями, собранными из разных (а не семи) городов, на котором в построенных башнях приставлены были для стражи на караул Покровской слободы тяглые крестьяне». (Собрание сочинений протоиерея Березнеговского, стр. 111—112).
С древнейших времён Русь на своих южных и юго-восточных границах подвергалась набегам хищных кочевников, от которых исстари ею применялись различные способы защиты своих пределов, из них наиболее употребительны: в лесах — засеки, в степях — валы и рвы. Вдоль пограничного вала, против сакм, по которым кочевники приходили на Русь, обыкновенно строились городки или укреплялись выступы, из которых, «для береженья» от набегов, в степь посылались разъезды, наблюдающие за врагами и сообщавшие об их движениях. В царствование Михаила Фёдоровича была устроена укреплённая «черта», которая шла от р. Псёла до Воронежа, от Воронежа до Козлова и от Тамбова до Симбирска; независимо от сего, по повелению его же, был сделан земляной вал со рвами и надолбами между реками Польным Воронежем и Челновой. А в 1647 году, уже в царствование Алексея Михайловича, князь Ромодановский насыпал вал между Липовским и Челновским лесами, о чём речь идёт в «Тамбовском летописце». Вал этот начинался от р. Цны при с. Кузьминой Гати, против того самого места, где в Цну с правой стороны впадает р. Тамбов, и шёл по течению р. Липовицы на северо-запад мимо верховьев Липовицы и Студенца, до р. Челновой; укреплён он был надолбами, частиком, а в некоторых местах сторожевыми башнями. Величина вала в разных местах была не одинакова. От реки Цны на 800—900 сажен шёл большой вал с высокой проезжей башней около с. Кузьминой Гати. Далее на протяжении 5333 саж., до Липовского Изрогу следовал малый вал, имевший пять больших глухих башен. От Изрогу начинался опять большой вал, тянувшийся до Лысых Гор на расстоянии 15940 саж.; на нём стояло 22 башни; из них три проезжие. Потом до Челновской засеки шёл малый вал, имевший 1240 с. длины и укреплённый четырьмя проезжими и двумя глухими башнями. Длина всего вала равняется приблизительно 47 верстам. (Н.А. Норцов. «Тамб. и Козл. сторожевая черта». «Извест. Тамб. арх. ком.», вып. 44, стр. 143-144). По сказанию «Летописца», «строен тот вал седмию городами», а работами руководили четыре мастера, присланные из Пушкарского приказа. (Акты арх. эксп., VI т., №17). Какие это города? Указание на некоторые из них можно видеть в одном указе Петра Великого, который в 1696 году писал: «Арзамасского, Нижегородского, Шацкого, Мещерского, Косимовского уездов с монастырских, с помещиковых и с вотчинниковых всяких чинов людей для строения новой черты и слюзов взять деловцов с надлежащими припасы, потому что и в прошлых годах тех городов с уездов для строения Саранской, Симбирской, Пензенской, Инсарской, Ломовской черты деловцы иманы (Устрялов. История Петра Вел., т. II, стр. 500-501). Указанные уезды, очевидно, исстари поставляли землекопов, и потому ничего нет удивительного, если они строили и Тамбовскую черту при князе Ромодановском.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №58
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.