May
13
Тамбовские летописи (6). Глава первая
May 13, 2014 | Comments Off on Тамбовские летописи (6). Глава первая
Во 198 г. была в Тамбове и на тамбовских полях саранча и яровой хлеб ела многое число.
Во 203 г., декабря в 6 день, на память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, бысть преестественное чудо и страшное, ужасное знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанския1; бысть же сице: егда бысть всенощное бдение соборные церкви в приделе во имя чудотворца Николая, устроенном наверху соборные церкви, и в начале шестопсалмия явишася от иконы Богоматере, яже стояше на левой стороне подле царских врат, от очию её слёзы каплющи и текущии до пелены, яже под тою святою иконою, и не яко вода померзает, бе бо мраз, но текущии на той пелене, аки в губу, сокрывашеся, и та мокрота на пелене пребысть, дондеже изше, и сице бысть до славословия того же утреннего пения.
Сие же чудо, стояще, видеша царского синклита стольник и воевода Иоанн Иоаннович Леонтьев с супругою своею и тоя соборные церкве протопресвитер Сергий и священницы и дому архиерейского казначей, и от простых народов немало2.
В 207 г. поставлен в Тамбов преосвященный Игнатий, епископ, ноембрия в 21, а приехал в Тамбов город маия 27 числа3.
1700 г. июля в 5-ое прейде от жития сего Преображенский протопресвитер Сергий и судия духовных дел по исходе б часа дня.
Того же году, месяца августа в 23-е, по указу великого государя, взят из Тамбова Игнатий епископ Тамбовский. А жития его…
1705 г. Божиею волею, грех наших ради, родилася от земли малая саранча, яже именуема пруза, и гусеница и съедоша на градских тамбовских и уездных полях всякий яровой хлеб.
1708 г. марта в день, при бытности господина полковника князя Григория Ивановича Волконского, а в товарищах при нём князя Григория Ивановича, был в Тамбове воеводою стольник Василий Васильевич Данилов. Божиим попущением, положил препону граду Тамбову вор и изменник Кондрашка Булавин с своими единомышленники; а от него, вора Булавина, были посланы с реки Хопра воровские казаки Лунки Хармич и приехав ко двору государеву, что за Кузьминою Гатью, и государевых лошадей побрали они, воровские казаки, многое число; да от них же, казаков, шкота учинися великая в селех и деревнях, а градские люди были в осаде в то время от них, воровских казаков, сидели болии десятих дней. Того ж году, по его, великого государя указу, был прислан в город Тамбов полковник Ефим Андреевич Гульц для оберегания с полком своим драгунским и стоял около Тамбова болии двух месяцев.
И грех ради наших в том же годе были воровские калмыки Тамбовского уезду на новоселенные сёла и деревни, и в вольных крепостях побрали в плен из тех сёл и деревень мужского полу и женского, и от малых ребят, и от всякого скота, а иных многих и смерти предаваша, а иных за реку Волгу отведоша, и велию шкоту роду христианскому учиниша!*.
Примечания.
1У прот. Березнеговского о знамении от Казанской иконы Божией Матери находится такая выдержка из тамбовской летописи: «1695 года декабря 6 дня во время всенощного бдения в верхней деревянной соборной церкви, в приделе Николая Чудотворца, в начале шестопсалмия, явились от иконы Казанския Богоматери от очес слёзы, каплющие и текущие до пелены, что было до славословия великого. Оное чудо видели стоящие — воевода Иван Иванович Леонтьев, той церкви протопоп Сергий со всеми соборяны и дома архиерейского казначей, иеромонах Гавриил и прочих всякого звания людей немало» (стр. 243).
Протоиерей Хитров в своём «Истор.-статистич. описании Тамб. епархии» (стр. 309) и автор «Жизнеописания св. Питирима» Н. Молчанов («Т.Е.В.» 1885 г., стр. 502) воспроизводят запись об этом чуде, современную ему, где это событие относится к 1695 г. Эта хронологическая дата несомненно ошибочна, так как она не согласна с текстом самой записи: в числе свидетелей чуда здесь указан стольник И.И. Леонтьев; между тем в 1695 г. тамбовским стольником был Н.Л. Головкин, а Леонтьев был в 1694 г., к каковому году чудо от иконы Богоматери и приурочивается в «Тамб. летописце». Очевидно, ошибка произошла при переводе хронологической даты с старого летоисчисления на новое: из числа лет старого счёта было отнято вместо 5509, как следовало бы в данном случае, только 5508.
2В числе лиц, присутствовавших тогда в храме и бывших свидетелями этого чуда, преосвященный Питирим не упоминается. На этом основании жизнеописатель святителя Н. Молчанов строит такое предположение: так как Питирим и в простые дни не опускал служб церковных, то ясно, что случалось с ним что-нибудь необычайное, насильственное, так сказать, против его воли и желания задержавшее его дома,— какова болезнь. («Тамб. епарх. вед.» 1885 г., стр. 502). Но С.Н. Введенский отсутствие святителя Питирима в соборе во время чудесного события объясняет просто тем, что святителя тогда не было в Тамбове. Дело в том, что в промежуток от 1 сентября 1694 г., по 1 сентября 1695 г. святитель посетил Москву. (Опис. док. и дел св. Синода, т. VI, стр. 51); и так как в известии о пребывании его там не указано месяца и числа, то ничто не мешает отнести его на декабрь 1694 г. (Св. Питирим. «Тамб. еп. вед.» 1899 г, стр. 350).
3Неправильна в «Тамбовском летописце» хронология третьего тамбовского епископа Игнатия. «В 207 году,— говорится здесь,— поставлен в Тамбов преосвященный Игнатий епископ, ноембрия 21-е, а приехал в Тамбов город маия 27 числа». Ввиду того, что в книгах Патриаршего Казённого приказа за 206 год во многих местах занесена в расход провизия на содержание новопоставленного Тамбовского епископа Игнатия и его свиты, между тем «Тамбовский летописец» самое посвящение его относит к 207 году, то для примирения такого противоречия мы должны признать одну из указанных хронологических дат ошибочной, именно вторую, которая имеет за себя только одно свидетельство «Летописца», тогда как первая дата подтверждается многочисленными указаниями расходных книг Патриаршего приказа и согласна со свидетельствами» «Бытности архиереев Тамбовских», приурочивающей посвящение Игнатия тоже к 7206 г. (1697), и документов Коллегии экономии, относящих прибытие его в Тамбов к 27 мая того же 206 (1698) г. (Арх. Мин. юст. Грамоты и др. акты Коллегии экономии. См. С.Н. Введенский. «Тамб. еп. Игнатий». «Истор. вестн.» 1902 г., №11, стр. 630).
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №58
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.