Тамбовские летописи (7). Глава вторая

May 14, 2014 | Comments Off on Тамбовские летописи (7). Глава вторая

I. Подлинник «Бытности архиереев тамбовских». — Язык. — Составители. — Источники «Бытности архиереев тамбовских. — Краткое содержание. И. Подлинный текст «Бытности архиереев тамбовских».

I.

После «Тамбовского летописца» вторым источником летописного характера для истории Тамбовского края и особенно Тамбовской епархии служит «Бытность архиереев тамбовских».

Сочинение это представляет из себя одну из многочисленных глав рукописной книги, которая имеет следующее общее заглавие: «Книга, содержащая в себе каталог всех российских архиереев, постепенно кииждо от них в коем году поставлен бысть и колико лет в архиереях пребысть и в коем году представился и где погребён, и кои добродетельного ради жития в чудесех просияша, и мощи их нетленно пребывают, и памяти их святая церковь праздновати прият летно; инии ещё не свидетельствованы, но обаче чудесами просияша, и память не предашася святой церкве повсемественне праздновати, токмо идеже погребены мощи их,— о сих всех в сей книге вкратце изъявляется». В восемнадцатой главе этой рукописи излагается история тамбовской иерархии, и впереди её находится особое заглавие: «Бытность архиереев тамбовских».

Подлинник «каталога» хранился в фундаментальной библиотеке Тамбовской духовной семинарии. Сюда он был пожертвован тамбовским преосвященным Феофилом в конце XVIII столетия. Это видно из надписи, находившейся на полях первых пяти листов рукописи, где говорится: «Сию книгу в пользу Тамбовской семинарии, яко содержанием своим достойную любопытства, отдаём в семинарскую тамбовскую библиотеку. Е. Феофил». В 1885 году, при разборе книг семинарской библиотеки, на рукописный «каталог» обратил внимание С.Н. Введенский, который тогда же с содержанием его познакомил читателей «Тамбовских губернских ведомостей». По этому поводу в заседании Тамбовской учёной архивной комиссии 8 марта 1885 года было решено принять меры к приобретению этой рукописи для комиссии. О дальнейшей судьбе её нам не известно.

По своему содержанию «Бытность архиереев тамбовских» распадается на две части. Первая обнимает последние восемнадцать лет XVII столетия, а вторая сообщает сведения, имевшие место во второй половине XVIII века. Такому делению соответствует и язык, и характер изложения содержания рукописи. Сказание о первых трёх иерархах тамбовских отличается излишней краткостью, сжатостью, некоторой сухостью, свойственной официальному документу; точно содержащиеся там сведения целиком взяты из послужных списков тамбовских преосвященных; при этом почти совсем отсутствуют указания на обстоятельства их тамбовской жизни и деятельности; в то же время язык по своей конструкции правилен. Очевидно, эта часть истории тамбовской иерархии писалась не в Тамбове, а далеко за пределами Тамбовской епархии и по официальным документам, где, естественно, могло быть отмечено только самое важное из внешней жизни и деятельности тамбовских архипастырей. Вот почему в «Бытности» слишком мало сообщается о святителе Питириме, жизнь и деятельность которого богаты не внешними фактами, а высокою, чисто христианской настроенностью и подвигами внутреннего пастырского делания. Об иерархах XVIII в. повествуется гораздо подробнее; здесь содержится много частностей и деталей чисто местного тамбовского характера; сообщаются сведения из частной, личной жизни преосвященных. Язык немного расплывчатый, часто по конструкции неправильный, но живой, колоритный и свидетельствующий о широком размахе автора сочинения.

По всем данным нужно признать двух составителей «Бытности архиереев тамбовских»: один написал об иерархах XVII в., а другой — об архипастырях XVIII в. Первым мог быть только анонимный автор всего «каталога». По словам составителя «Истории российской иерархии», «описание (каталог) собрано неизвестно кем в начале ещё прошлого (XVIII) века. Книги сей многие списки с разными поправками, а иные и под разными заглавиями находятся в Московском Синодальном, Новгородском Софийском и в других духовных книгохранилищах. Некоторые приписывают сие сочинение св. Димитрию, митрополиту Ростовскому: но поелику во всех почти известных списках летосчисление в некоторых статьях простирается далее кончины сего святителя и в одних до 1721, а в других до 1725 года и несколько позже, а притом и слог показывает сочинителя, мало в словесности искусного, то мнение сие сомнительно». Повествование о тамбовских иерархах XVII в., несомненно, входило в основной текст «каталога» и было только переписано вместе с остальным содержанием его. На внутренней стороне верхней крышки тамбовского экземпляра «каталога» была заметка карандашом: «Начато переписывать 21 сентября 1797 года». О тамбовской иерархии XVIII века в этом экземпляре писано другой рукой, и сказание о ней представляет из себя дополнение, вновь составленное уже в Тамбове. Автором его, несомненно, был тамбовский преосвященный Феофил. К признанию сего нас вынуждает, во-1-х, сходство в стиле между этим сказанием и сохранившимися письмами епископа Феофила, и, во-2-х, мелкие детали и частные подробности, какие «каталог» помещает в жизнеописании Феофила, и какие могли быть известны только самому преосвященному.

«Бытность архиереев тамбовских» представляет из себя последовательное изложение исторических сведений о тамбовских архипастырях; причём последние перечисляются в порядке их замещения тамбовской кафедры. Источники, откуда черпались эти сведения, у того и другого автора различны. Составитель основного текста, несомненно, пользовался центральными архивами; и лишь некоторые события, имевшие в своё время сенсационный интерес, вследствие этого приобретшие широкую известность в русском духовном мире, он мог описывать, как просвещённый современник, следящий за церковной жизнью своей родины, по слухам и рассказам других. Преосвященный Феофил, продолжая каталог тамбовских иерархов, для сего воспользовался сведениями, собранными им на месте, в Тамбове. При своей кипучей и деятельной натуре он стремился во всё вникать, до всего доходить и всё знать. Путём личных обозрений епархии, бесед со своими пасомыми Феофил успел изучить как настоящее, так и прошлое своей епархии. Располагая этим знанием, он и сделал краткий набросок недавно минувших событий тамбовской церковной жизни, доведя описание до 1797 года, когда оно и было составлено.

Повествование «Бытности архиереев тамбовских» начинается указанием открытия Тамбовской епархии в 1682 г. О первом тамбовском епископе Леонтии отмечается причина его удаления с тамбовской кафедры; это — единственное историческое свидетельство, проливающее истинный свет на крупное событие тогдашней тамбовской жизни, которое вне освещения рассматриваемого документа не могло быть понято надлежащим образом. Говорится о злосчастной судьбе третьего епископа Игнатия, впоследствии лишённого сана и монашества. Отмечается строительная деятельность епископа Пахомия. Подробно излагается биография преосвященного Феофила: годы его учения, педагогической службы в Новгородской духовной семинарии и административной — в Новгородской консистории, служение новгородским викарием; описывается деятельность его на тамбовской кафедре: устроение архиерейского дома и церкви при нём, восстановление после пожара Казанского монастыря, постройка семинарии, составление определений по поводу разных дел епархиального управления и т.д.

Приводим подлинный текст «Бытности архиереев тамбовских».

Назад | Далее

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №58



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind