Тамбовские летописи (8). Глава вторая

May 14, 2014 | Comments Off on Тамбовские летописи (8). Глава вторая

II

«В лето 7190 в царство великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя России самодержца и по благословению святейшего Иоакима, патриарха Московского, и всего освященного собора учинена бысть вновь сия епархия Тамбовская.

7190. Леонтий епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Иоакима, патриарха, игумен из Талича-Авраамиева монастыря и в лето 7193 отлучён бысть престола своего святейшим Иоакимом, патриархом, за поставление священного чина на мзде и дан бысть для послужения и поставления ставленников преосвященному Корнилию, митрополиту Новгородскому, и оттуда за непослушание и крамолы сослан бысть к преосвященному Илариону, митрополиту Суздальскому в лето 7198, но и тамо многие козни учинил митрополиту; потом в Суздале в Спасском монастыре под началом скончался1.

7193. Питирим епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Иоакима патриарха, архимандрит Предтеченского монастыря из Вясмы.

7206. Игнатий епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Адриана, патриарха, архимандрит с Рязани-Солоченского монастыря, сей за неслушание и непослушание и непокорение богословных вин извержен епископства на Москве соборне между патриаршеством и сослан на Соловки под начал в лето 72062.

Посему тая епархия отдана по-прежнему Рязанскому митрополиту3.

Примечания.

1Вследствие жалобы тамбовской паствы на своего епископа, патриарх Иоким отнёсся к Леонтию со всей строгостью: в 1684 г. лишил его кафедры и запретил в священнослужении. Но потом, внимая слёзному молению Леонтия, московский патриарх разрешил его от запрещения, поручил ему исполнять обязанности викарного епископа при новгородском митрополите Корнилии. Но и здесь Леонтий допустил «непослушание и крамолы», за что в 1690 г. был отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь «под начало» к митрополиту Илариону, опять с запрещением архиерейского служения. Здесь на первых порах опальный епископ сумел вызвать к себе некоторую долю сочувствия со стороны митрополита Илариона; по ходатайству последнего ему даже было позволено по двунадесятым праздникам служить в архиерейском облачении. Но потом Леонтий, воспользовавшись слепотой митрополита, стал интриговать против него с целью сместить его с кафедры и вместо него занять её самому. Но недобрые замыслы его не удались, Иларион остался на своём месте, а Леонтия велено было в Суздальском монастыре «твердейше и неисходно блюсти». Здесь под строгим «началом» он и скончался в 1707 г. (См. C.H. Введенский, «Леонтий, первый еп. Тамбовский». «Историч. вестн.». 1900 г., №6, стр. 937-952).

2Относительно еп. Игнатия «Бытность архиереев тамбовских» указывает довольно неясно причину его извержения из сана. «Сей,— говорится здесь,— за неслушание и непослушание и непокорение богословных вин (?) извержен епископства на Москве соборне между патриаршеством и сослан на Соловки под начал в лето 7206». Тамбовские историки — протоиерей Г.В. Хитров и И.И. Дубасов высказывали мнение, что Игнатий наказан за «сопротивление указам Петра о пожертвовании с церквей в пользу отечества». («Историко-статистич. описание Тамбовск. епархии», стр. 69; сравни «Очерки истории Тамб. края», в. I, стр. 84). Мнение это не подтверждается историческими данными. Несколько лет тому назад вышел обстоятельный биографический очерк о еп. Игнатии, составленный С.Н. Введенским на основании архивных данных («Тамбовский еп. Игнатий». «Историч. вест.» 1902 г., №11, стр. 625-646). Здесь автор даёт другое освещение поступку тамбовского епископа. Игнатий был типичным представителем русского духовенства, воспитанного в старых дореформенных понятиях. В тревожную эпоху Петровских реформ он не сумел приспособиться к новым условиям жизни и дорого поплатился за сочувствие к старине. Зимою 1699/1700 года Игнатий был в Москве. Настроение умов тогда в столице было тревожное. В простом народе, в консервативных кружках патриарха и обиженных бояр шли нескончаемые разговоры на «злобы дня»: о брадобритии, немецком платье, курении табаку, о новом летоисчислении и т.д. Под впечатлением страшных стрелецких казней в Москве всё сильнее поднимался ропот против царских затей. Среди грамотеев-простецов, недовольных последними, в это время пользовался известной популярностью «книгописец» Талицкий. Начитавшись раскольнических «тетрадок», Талицкий стал распространять устно и письменно через сочинения среди одинаково с ним настроенных лиц мысль, что царь, виновник столь ненавистных им новшеств, есть антихрист. Игнатий в бытность свою в столице познакомился с Талицкий, часто встречался с ним, и между ними происходили келейные беседы на волнующие всех злобы дня. Игнатий выражал своё сочувствие ревности Талицкого, даже целовал тетради с его сочинениями и просил автора переписать их для него. Завязавшееся знакомство двух ревнителей старины погубило Игнатия. На Талицкого был сделан донос, и он на допросе рассказал о своих беседах с тамбовским архиереем. Последний был «по указу великого государя взят из Тамбова» в Москву, где он зиму 1700/1701 г. провёл в заключении, в Чудове монастыре, ожидая над собою суда церковного. Поставленный на очную ставку с Талицким, Игнатий принуждён был сознаться и рассказать о встречах и разговорах с ним и о своём сочувствии его беседам. Царь был очень раздражён поведением тамбовского епископа, и, благодаря его вмешательству, суд назначил суровую кару провинившемуся архиерею. В присутствии высших иерархов над Игнатием был совершён печальный обряд «лишения архиерейского сана и монашеского чина». Теперь он превратился в расстригу Ивашку Шангина и поступил в ведение страшного Преображенского приказа. 5-го ноября 1701 г. был объявлен окончательный приговор: «По именному великого государя указу бывшего тамбовского епископа Игнатия, что потом расстрига Ивашка, велено послать в Соловецкий монастырь, в Головленкову тюрьму, быть ему в той тюрьме за крепким караулом по его смерть неисходно, а пищу ему давать против таких же ссыльных». «А чернил и бумаги,— наказывалось соловецким властям,— ему, Ивашке, отнюдь не давать и ни от кого к нему писем не принимать и не отдавать, также и от него ни к кому никаких писем не принимать же и не посылать; а буде от кого какие письма к нему, Ивашке, или от него, Ивашки, явятся, и те письма присылать к Москве, в Преображенский приказ». В январе 1702 г. (а не в 7206, т.е. 1698 г., как значится в «Бытности») Игнатий был доставлен в Соловки. После шестнадцатилетнего заключения здесь, 26 марта 1718 г. он скончался и был погребён в монастыре. Над могилой его монастырские власти положили каменную плиту с надписью: «Лета 7226 марта 26, преставися раб Божий преосвященный епископ Игнатий Тамбовский». Впоследствии эта плита, вероятно, исчезла, и в стене Преображенского собора была помещена новая плита с такой надписью: «На сем месте погребено тело тамбовского епископа Игнатия, умершего в 1699 г. (?), понесшего долгое и тяжкое разлучение со своею паствою». («Историч. Вестн.» 1902 г., №11, стр. 645).

3Несомненно, под впечатлением выяснившегося на суде поведения тамбовского епископа Игнатия, Пётр Великий, когда нужно было улучшить материальное положение рязанского митрополита Стефана Яворского, номинально занявшего место патриарха, не задумался закрыть и самое Тамбовскую епархию, присоединив её к Рязанской митрополии. С 1701 г. и по смерть Стефана Яворского она была в его ведении, не утрачивая в то же время своей территориальной обособленности.

Назад | Далее

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №58



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind