Sep
7
Наши недостатки и неотложные задачи.
September 7, 1919 | Comments Off on Наши недостатки и неотложные задачи.
(начало)
II.
Во время нашего отступления из города Тамбова, из личных наблюдений и из заявлений некоторых товарищей, передо мной сложилась печальная картина недостатка дисциплины и сознательности в рядах нашей Красной армии, ее командного состава, и состава политических работников.
В это время наши красноармейские части вошли в тесное соприкосновение с деревней и на почве этого соприкосновения можно было наблюдать довольно печальное явление.
Иногда во время проезда мимо деревни или во время остановки в ней на ночлег часть несознательных красноармейцев, набрасываясь на крестьянские огороды, сильно опустошала их, без всякой для себя пользы, чем вызывал к себе самое недружелюбное отношение со стороны крестьян. Иногда без нужды заминался лошадьми крестьянский хлеб, иногда разграблялись погреба, в одном месте несознательный красноармеец предъявлял крестьянину ни на чем неоснованное требование применяя угрозы и даже размахивал перед крестьянином прикладом винтовки, чем и вызвал бурное недовольство собравшихся на шум в большом количестве крестьян.
Конечно, в войне неизбежны всевозможные ненормальные явления и среди нескольких тысяч красноармейцев всегда найдется десяток несознательных или темных элементов. Но тяжело тут то, что все это делалось на глазах и чуть ли не с соизволения командного состава,— во всяком случае не встречая с их стороны препятствия, — а так же без малейшего внимания со стороны политических работников.
В таком виде несознательные элементы, оставаясь безнаказанными за свои действия, легко могут вовлечь в них и широкие красноармейские массы и тогда такие вредные явления принимают массовый характер и наносят огромный вред.
Правда, тогда мы спохватимся и начнем принимать «меры», но дело уже сделано, вред нанесен и поправить его невозможно. А между тем достаточно применить несколько случаев строжайшей дисциплины, строжайших мер наказания за подобные действия и такие случаи не имели бы места.
Неужели мало писалось и говорилось до сих пор, что наша сила заключается в симпатиях населения в занятых нами местностях? Неужели неясно, что Деникин вызывает ненависть крестьян, потому что беспощадно грабит и разоряет их? Неужели было мало предписаний и разъяснений, что Красная армия должна оберегать крестьянство, помогать ему, нести ему освобождение, а не насилие? Из крестьян мы составляем армию, крестьяне должны дать нам хлеб: и только во взаимных симпатиях, только в поддержке Красной армией крестьянства и крестьянством Красной армии наша крепость. Еще раз хочется напомнить товарищам политическим работникам, что главная наша задача взывать к сознательности красноармейцев о дружелюбном отношении к крестьянству и в противном случае принимать самые решительные меры пресечения всех преступных действий, как заведомо злостных, так и несознательных элементов. Политотделы должны строго следить за недопущением подобных действий и привлекать к ответственности политических работников красноармейских частей в случае допущения с их стороны преступных действий красноармейцев по отношению к крестьянству. Вместе с тем невольно снова напрашивается вопрос: Что же смотрит командный состав? Стремится ли он к созданию дисциплины в частях Красной армии. Или он предпочитает только числиться на занимаемых командных должностях, чтобы уметь вовремя отступить с своей недисциплинированной частью?
Наше временное отступление из Тамбова резко выдвинуло эти вопросы и заставляет снова заговорить о них и посмотреть на них с глубочайшей серьезностью.
И. Данилов.
«Известия», 7 сентября 1919 г.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.