20 лет назад Айдер (слева) умел относиться к ксенофобии с юмором

20 лет назад Айдер (слева) умел относиться к ксенофобии с юмором

Цепочка у меня была такая: сначала я зашёл на d3.ru, где увидел последнюю программу Киселёва с сюжетом, в котором авторы сравнивают Навального с фюрером. В этом же сюжете в качестве доказательства фюрерства Навального упоминался какой-то ксенофобский ресурс, адрес которого я здесь указывать не хочу. Зайдя на этот ресурс, я с удивлением увидел на главной ссылку на статью, содержащую какой-то националистический наезд на моего старого коллегу Айдера Муждабаева, с которым мы в юности пару лет кушали один хлеб. В наезде поминалась некая статья Айдера, на которую я сразу, чтобы читать не в пересказе, и перешёл. Ничего для себя нового я там не обнаружил, скажу сразу.

Это вообще очень по-муждабаевски — найти врага малых народов и беспощадно бичевать этого врага, попутно роняя слёзы над тяжкой долей национальных меньшинств. Помню, когда нам с Айдером было года по 22-23, сидели мы в одном кабаке и беседовали «за жизнь». Беседы с Айдером часто переходят на национальные темы, перешла и в тот раз. И заговорили мы с ним почему-то о чеченцах. А я незадолго до того демобилизовался и чеченцы были не самым лучшим моим воспоминанием о времени, проведённом на срочной службе. Алкоголь способствовал откровенности, а владельцем ресторана был чеченец… Остальное додумайте сами.

В связи с моим категорическим непониманием истинного значения малых и больших народов, Айдер на меня тогда крепко обиделся, а когда я извинился за резкости, допущенные в запале, высказался в том духе, что, дескать, Бог (или Аллах) тебе судья, сам разбирайся, мол, со своей совестью.

Между прочим, после этого Айдер ездил в Чечню и привёз оттуда интервью с Джохаром Дудаевым, который когда-то учился в Тамбове. В Грозном с ним произошла неприятность (его ограбили бандиты), о которой он не любит вспоминать: ведь чеченцы не могли так поступить, это были недостойные представители славного кавказского народа.

Так вот, возвращаясь к написанному Айдером. Он там пишет, что при Навальном в России главным народом станут русские, и такое положение дел Айдеру очень не нравится, потому, пишет Айдер, что при такой государственной политике все малые народы, включая крымских татар, станут вторичными, и такая Россия им не нужна.

Я тут, пожалуй избегу сентенций, вроде “поскреби любого русского, найдёшь татарина”, а скажу вот что. Ксенофобия часто является продуктом двух сторон и роль той, которая всячески подчёркивает своё национальное отличие от титульной нации, едва ли уступает роли будущего агрессора. Культуральные различия стереть, видимо, невозможно, да в ряде случаев это и не нужно, но подчёркивая их, представитель не желающего ассимилироваться народа частенько может оскорблять этим представителей народа коренного. И ведь тем же крымским татарам не приходит в голову дефилировать по улицам Москвы в национальных халатах, а вот одеваться в эти самые халаты в блогосфере почему-то кажется вполне разумным.

Я на днях зашёл на страницу Айдера в Фейсбуке и обнаружил, что он жалуется на то, что его оскорбляют какие-то сторонники Навального. Айдер подобрал и выложил в изобилии цитаты этих оскорбляющих его пользователей, и мне показалось, что его это сильно тяготит. Поэтому в комментариях я высказал ему сочувствие и предложил не зацикливаться на глупостях, пояснив, что людская злоба порождена не им, а политикой нашей власти и просто находит вот такие странные выходы. К моему удивлению, Айдер ответил, что ни в каком сочувствии он не нуждается, и чувствует себя превосходно.

Но если человек выставляет напоказ оскорбления не с целью найти поддержку, то, значит, выворачивание грязи есть самоцель.

И вот я подумал — ведь представители того ксенофобского ресурса, чей адрес я не хочу указывать, отреагировали не на то, что Айдер — крымский татарин (хотя этот факт в тексте несколько раз поминается), а на то, что Айдер сам противопоставляет русским свою и ряд других национальностей. Мы не хотим, пишет Айдер, жить в стране, где русские будут главными.

При разрешении любого конфликта миротворцы в первую очередь стараются не упоминать о противоречиях между оппонентами, а говорят о том, что их объединяет. Разжигать же несуществующий конфликт может прийти в голову только тому, кто этого конфликта ищет.

Наша страна имеет огромную историю, в которой можно найти немало объединяющих всех нас эпизодов и даже целых эпох. Русские люди вообще не склонны к национализму, ибо всегда проживали в окружении разных лиц, разных глаз и разных оттенков кожи. Русский народ исторически терпим к проявлениям культуральных различий, если только они не носят нарочитого характера, не демонстративны. В массе своей русские скорее усыновят, чем обидят любого страдальца степей, гор или пустынь.

Но потрясание национальными различиями может спровоцировать и агрессию. Я тоже в некотором смысле полукровка, в которых Айдер видит потенциальных жертв будущего нацистского режима. И хочу обратиться к Айдеру с одним ксенофобским советом.

Не разжигай, да не разжигаем будешь.



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives