Это не в продолжение уже написанного, а просто пара конкретных примеров, как медийные личности манипулируют своей аудиторией.

На днях на странице ФБ далеко не глупого человека нашёл ссылку на пост Сатарова, который, в свою очередь ссылается на “Эхо Москвы”, цитирующее Юргенса. Отличная цепочка. Длинная цепочка сама по себе хороша для того, чтобы исказить изначальный тезис до неузнаваемости. Например:

1. Дядя Ваня — заядлый рыбак;
2. Дядя Ваня — рыбак и любитель природы;
3. Дядя Ваня — любитель природы;
4. Дядя Ваня — любитель природы и защитник животных;
5. Дядя Ваня — борец с браконьерами;
6. Дядя Ваня — ярый враг рыбаков.

То есть всего несколько посредников, и дядя Ваня никогда в жизни не признает, что это написано о нём.

Но в данном случае, речь не об этом. А вот о каком фрагменте с “Эха Москвы”, процитированном Сатаровым:

Юргенс уверен, что Евтушенкова посадили с ведома президента, в противном случае, — «в системе ручного управления это было бы трагедией»

Далее следует пара тысяч символов, в которых Сатаров рассуждает: а хорошо ли это, что Путин в курсе, что посадили Евтушенкова или плохо? Не стану вдаваться в суть этих рассуждений, кому интересно, найдут и прочтут. Дело в другом — весьма умный человек, отличный юрист, для которого Сатаров, по всей видимости, является трастовым источником, без комментариев репостит эти рассуждения у себя.

Рассуждения рассуждениями, но отправной точкой для них послужило утверждение, что Евтушенкова посадили.

Между тем, Евтушенкова не только не посадили (он был пару дней под домашним арестом), но именно в этот день он был освобождён даже из-под домашнего ареста под подписку о невыезде.

Но кому это интересно, если сначала Юргенс, затем “Эхо Москвы”, затем Сатаров, а следом ещё сотни пользователей распространили сообщение о том, что Евтушенкова посадили? Причём, само известие о том, что Евтушенков посажен, выглядит второстепенным — неким фоном для рассуждений на тему — а хорошо ли, что Путин в курсе? То есть главным тут становится уже не Евтушенков, а Путин, а сообщение о посаженном Евтушенкове ненавязчиво помещается в подкорочку. И затем в курилках звучит: да вот, Евтушенков-то сидит!

Второй пример. Некто Альфред Кох, известный тем, что в начале 2000-х годов принял самое деятельное участие в рейдерском госзахвате телеканала НТВ и, не взирая на это, почему-то чрезвычайно популярный в среде либералов, разместил у себя сообщение о том, что Украине, дескать, нужно, несмотря ни на что, двигаться по евродорожке к успеху и процветанию. Некий безымянный доктор спрашивает у Коха — а потянут ли украинцы движение по этой евродорожке? Свой вопрос для наглядности он заключает в такое иносказание:

Вы реально уверены в том, что Украине прям так категорически надо ломиться в ЕС? Поясню свои сомнения на примере, который мне близок в силу образования и профессии, я врач. Имеем тяжелого больного, допустим, хронический алкоголик и курильщик, с массой всего сопутствующего, хроническая сердечно-легочная недостаточность, аритмия после перенесенного инфаркта, холецистопанкреатит, печеночная недостаточность, почечная недостаточность, в общем легче помереть, чем вылечить. И вот этот больной вдруг внезапно осознал, что он таки больной, что надо, если он не хочет сыграть в ящик, заниматься лечением, бросать вредные привычки и все тому подобное. И том числе он видит группу здоровых, румяных, лоснящихся от блеска мускулатуры соседей, которые каждый день бегают кроссы по 10 км по пересеченной местности, играют в футбол или волейбол, а после всего этого танцы, а потом еще и баня.

И вот этот больной человек, решает, что раз уж он покончил с алкоголем и курением (хотя на деле это еще бабушка даже не надвое сказала), то теперь ему надо срочно напроситься к этим соседям в компанию и вместе с ними начать бегать, прыгать и так далее. Ну, со 146% вероятностью больной умрет на первом километре кросса, причем даже если не будет пытаться бежать в темпе соседей. Да и вероятность того, что эта самая группа здоровых соседей-атлетов вдруг захочет иметь дело с хронически больным алкашом, она ведь ну ничтожно мала.
В общем, я думаю, что Вы меня отлично поняли, к чему я клоню, в чем заключаются мои сомнения.

Кох, разумеется, понял, к чему и в чём. Но тут же с мастерством политрука подменил и поставил всё с ног на голову:

Мой ответ таков: больной не так уж болен. Он прежде всего – не хронический алкоголик.

Потому, что у хронического алкоголика (насколько я понимаю эту болезнь) происходит необратимые изменения сознания. В чем они заключаются? Прежде всего у хронического алкоголика развивается т.н. “комплекс жертвы”. Он во всем винит окружающих, среду в которой он рос, в своих неудачах винит близких, каждую неприятность воспринимает как повод напиться, считает себя пропащим человеком, которого уже ничего не спасет. Или напротив – у него развивается дурашливый, облегченный взгляд на мир: “ничего страшного”, “подумаешь – ну выпил, обоссался, с кем не бывает…” и т.д. Такие больные не имеют устойчивой мотивации, быстро теряют интерес к занятию, которое еще вчера они считали важным и могущим их вдохновить.
Ничего этого не происходит с Украиной.

Что произошло? Кох сделал вид, что иносказание и есть вопрос. Он проигнорировал настоящий вопрос доктора — сдюжит ли Украина экономически, культурно, ментально, политически и т.д. близость к развитым странам ЕС? — а вместо него стал отвечать на довольно идиотский вопрос, алкоголик ли Украина. И ответил ожидаемо — нет, разумеется, не алкоголик. Поэтому, дескать, Ваши, доктор рассуждения к Украине отношения не имеют. А аудитории неважно, что именно этого вопроса никто не задавал. Ведь Кох-то на него ответил, значит, кто-то спросил. И ни одному нормальному человеку в голову не придёт доказывать — алкоголик Украина, алкоголик!

В самом деле, попробуй Кох порассуждать о готовности Украины к ассоциации с ЕС с параллельным разрывом экономических связей с Россией (а тут без вариантов) — это же позора не оберёшься. Ибо не только российскими, но и европейскими и американскими экономистами уже неоднократно посчитано и заявлено, что выбор прямо сейчас такого пути неминуемо ведёт к полному краху экономики Украины. В связи с чем, собственно, и отложено применение (имплементация) экономических статей аж почти на полтора года.

Кох, разумеется, всё это прекрасно знает и понимает, потому и отвечает на вопрос, придуманный самолично: нет, говорит он, Украина — не алкоголик и, значит, всё у неё будет в порядке. 858 репостов на момент, когда я это прочёл, гарантируют, что множество граждан (прежде всего, сомневающихся украинцев) прочтут и сделают вывод о том, что Кох-то прав: ведь Украина — не алкоголик и, следовательно, движение по евродорожке — самое то.

Несмотря на крайнюю примитивность таких приёмчиков, известных со времён царя Гороха, на такую дешёвую демагогию год за годом, поколение за поколением, аудитория неизменно ведётся. А образующиеся стада баранов неизменно идут по двум евродорожкам — в стойла или на скотобойни.



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives