Jun
8
Записка французского инженера Боадебара от 1801 года об улучшении моршанской пристани (3)
June 8, 2014 | Comments Off on Записка французского инженера Боадебара от 1801 года об улучшении моршанской пристани (3)
При лучших условиях порт был бы ещё богаче. Если средства пристани так хороши при столь неблагоприятных условиях, то можно думать, что они были бы ещё лучше, если бы просвещённое правительство обратило внимание на этот предмет и поощрило бы капиталистов и техников совместно употребить на это дело свои богатства и изобретательность.
Поразительное отношение между увеличением числа мельниц и усилением деятельности порта. Этот вывод перестанет быть предположением, если вспомнить следующее: мельницы, находящиеся возле пристани, принадлежащие графу Кутайсову, которые доставляют такую выгоду торговцам, построены около 30 лет назад. Замечено, что время их постройки, облегчившей торговцам производство муки, было временем и расширения деятельности порта. Замечено также, что по мере увеличения числа мельниц, которых потом было построено до 24, увеличивалось число скупщиков хлеба и барж для его перевозки. Но что ещё нагляднее доказывает богатство этой местности и стремление её уделять излишки своего производства бедным провинциям — это то, что цена помола хлеба была далека от того, чтобы уменьшиться с развитием деятельности мельниц в самой пристани и увеличением их числа в окрестностях, а, напротив, увеличилась вследствие наплыва большого числа скупщиков и большого количества хлеба. Зимой 1799 года, когда эта цена была средней, а именно 70 коп., плотина мельниц в пристани была поднята льдом и местами снесена, оттого что с осени было оставлено слишком много воды; вследствие этого на мельнице случилась остановка работы почти на месяц — и цена помола тотчас же поднялась до 1 руб. 10 коп. и даже до 1 руб. 20 коп. с куля.
Богатство пристани увеличилось по случаю пожалований земель в последнее царствование. Огромное количество хлеба в этой местности в настоящее время ещё увеличивается по случаю значительных пожалований частным лицам казённой земли, состоявшихся в последнее царствование, и назначение новыми владельцами хороших управляющих, которые усовершенствовали земледелие. Мы видели появление обработанных полей там, где были невозделанные земли; в окрестностях Моршанска возникло много новых поместий, которые теперь посылают в пристань свой излишек хлеба. Таким образом, несомненно, что количество хлеба в этой части государства увеличивается постоянно и значительным образом и что оно должно увеличиваться ещё больше, если будут изысканы все возможные для этой цели способы, а потому просвещённое правительство должно поощрять такие изыскания и поддерживать эти способы.
Какие же это способы?
Департамент водяных сообщений обсуждал уже этот предмет и нашёл, что самый главный способ — это улучшение навигации по реке Цне от пристани.
Препятствия со стороны очертаний реки. Самым большим препятствием для судоходства служит извилистость русла реки и узость берегов на протяжении 30 вёрст от пристани, так что барки, вследствие ветра, обычного и бурного в это время, подвергаются сильным толчкам, замедляющим их движение, и задерживаются в этом проходе иногда более месяца. Природа предупредила изыскания науки и указала средство избегнуть эти препятствия, образовав новое русло на протяжении версты; барки сами направляются к этому руслу и с таким постоянством, что лоцманы с большим трудом удерживают их. Признано сведущими людьми, в том числе членов Департамента водяных сообщений, а также торговцами, хорошо знающими эту реку, что если бы новое русло, которое вода начала себе прокладывать, продолжить по прямой линии, мимо всех извилин, до встречи со старым руслом, то барки могли бы проходить это расстояние в несколько часов в полной безопасности, и все купцы единогласно утверждают, что по устранении этого неудобства и по расчистке засорений в некоторых местах ниже пристани весенняя навигация производилась бы совершенно свободно и безопасно, гораздо скорее и с большим при том количеством груза, что уменьшило бы стоимость транспорта и привлекло бы к пристани большее число торговцев. Поэтому купцы не раз изъявляли желание взять на себя это предприятие, а также предлагали Департаменту денежные средства, прося его выполнить предприятие через своих инженеров и такими способами, какие он признает удобными. Купеческое общество с нетерпением ожидает результатов своего ходатайства, надеясь на милость Его Величества, что он удостоит обратить внимание на их почтительнейшую просьбу и повелит поспешить её исполнить по представлению Департамента водяных сообщений.
Проект нивелировки. Желая со своей стороны содействовать всеми зависящими от моей профессии способами скорейшему осуществлению этого полезного предприятия, я имел честь представить Департаменту водяных сообщений, через посредство одного из его членов, проект нивелировки нового русла. Я снял её с большой тщательностью и для проверки заставил повторить опыт г. Диго (Dugaut), моего ученика по гидравлической механике, имевшего обширную и серьёзную шестилетнюю практику. Эта нивелировка вполне согласуется с законом наклона судоходных рек этого рода, а также с общим характером русла этой реки, которое ясно определяется плотинами превосходных мельниц, поддерживающими на протяжении 30 вёрст природный уровень воды. Таким образом, проект проведения нового русла по кратчайшему направлению может быть выполнен без постройки плотин и других приспособлений, кроме самого прорытия, которое может быть сделано в одно лето и потребует ничтожного, сравнительно с выгодами, расхода.
Работы по прорытию каналов, которые я производил уже в этой пристани при устройстве мельниц, дали мне возможность хорошо ознакомиться с их расценкою и научиться определять их стоимость. Поэтому я могу представить Департаменту смету и, надеюсь, точную, если будет признано полезным произвести оценку работ; теперь же я позволю себе смелость предупредить, что если захотят осуществить проект будущим летом, то следовало бы, в видах удешевления, употребить часть ассигнованной суммы для заключения контрактов с рабочими зимой, когда нужда в деньгах заставит их согласиться на гораздо меньшую плату, чем если их нанимать весной.
По устранении препятствий со стороны реки для движения барок весной следовало бы заняться облегчением возвращения их осенью: до сих пор они встречают всевозможные затруднения при возвращении их в пристань даже без грузов, и было бы полезно, если бы можно было приводить их назад нагруженными теми продуктами, которые легко добыть на Волге и на Оке по умеренным ценам, но в которых больше всего нуждается Тамбовская губерния, а она, обогащаясь продуктами других губерний, в свою очередь могла бы отдавать последним излишек своих произведений в улучшенной обработке.
Это предприятие покажется трудным для людей, знающих эту реку. Оно и действительно будет трудно и непрактично, если его осуществить теми способами, которые употреблялись до сих пор: рыхлость почвы, не позволяющая производить прочных работ без огромных затрат, была бы весьма сильным препятствием при существующих (технических) способах. Необходимо изыскать на этот случай новые средства: их легко найти при ближайшем ознакомлении с местными условиями, и техника найдёт их, если будет поощрена к тому правительством. Я имею уже на этом предмете несколько предположений и могу их предложить, а также взяться их исполнить, если не найдётся других лиц, желающих принять это на себя. Если эти предположения не будут приняты для облегчения возвращения нагруженных судов или если осуществление этого предприятия замедлится, то было бы полезно со стороны Департамента воспользоваться всеми возможными теперь способами для облегчения возвращения барок пустых, или с лёгким грузом самых необходимых предметов потребления. Эти способы состоят в том, чтобы с помощью плотин удерживать воду в оврагах и малых речках, впадающих в Цну, в самых трудных проходах этой реки, которую (воду) и можно бы было выпускать в потребном количестве при проходе судов. Бесполезно было бы выпускать воду из мельничных прудов, расположенных у самой Цны выше пристани, когда барки находятся ещё на далёком расстоянии (от пристани): выпускаемая вода, имея впереди большое пространство, которое ей ещё нужно пройти, прежде чем подойдёт к баркам, терялась бы в больших котловинах, в бесчисленных извилинах и низменностях вблизи города, и отдалённые барки не получали бы от неё никакой помощи. Вода из этих верхних прудов может принести пользу только тогда, когда барки приблизятся к самой пристани: она облегчит последним вход в пристань. Но чтобы сделать это с успехом, следовало бы обязать купцов гнать баржи караваном, т.е. в близком одна от другой расстоянии и одну за другою, чего, к сожалению, они до сего времени не делают, обвиняя понапрасну владельцев мельниц, которые будто бы нарочно задерживают воду. Нужно также настоять на том, чтобы все мельницы участвовали в этом спуске воды, и установить, сколько они должны спускать воды, так как и мельницы необходимы для пристани; права мельниц установлены законами, которые надо уважать; достаточно выпускать из каждого пруда столько воды, сколько в него прибывает: для реки тогда будет то же самое, как если бы мельниц совсем не существовало, ибо вода, наполняющая пруд, есть величина не изменяющаяся.
Впрочем, в план новых мельниц графа Кутайсова, которые я строю, входило намерение, чтобы давать для навигации большее количество воды, чем то, которое может доставить обыкновенное течение реки; но эта мера встретила препятствие со стороны недоброжелателей: они мешали нашим работам, возбуждая неосновательные судебные процессы, чтобы затягивать их и тем заставить нас пропустить рабочее время; это причинило неисчислимые убытки и кроме того, могло вызвать такое расстройство в направлении течения реки, которое создало бы ещё больше затруднений в навигации, чем те, об устранении которых хлопочут теперь; к тому же, без плотин, строящихся при этих мельницах, река приняла бы другое направление, которое удалило бы её от пристани и безвозвратно уничтожило бы торговлю последней. Но известно, что те, кто вредят своим ближним, не соображают, что могут тем причинить вред целому обществу, к которому принадлежат и сами, и вся надежда на то, что мудрые распоряжения Департамента и строгие повеления государя уймут эти опасные выходки.
Предложение, сделанное Департаменту о доставлении с помощью мельниц большей воды для навигации. От имени графа Кутайсова я предлагал доставлять из нашего пруда, на время возвращения барок вверх по реке, столько воды, чтобы возможно было поддерживать в пристани, возле мельниц, в продолжение 10 дней, воду на 6 вершков выше уровня реки во время мелководья, хотя признаётся достаточным только 4 вершка. Я полагаю, что мы в состоянии будем доставлять воды и ещё больше и, вообще, оказать всякую помощь каравану, но для этого необходимо, чтобы нам было предоставлено право, которое собственно должен бы иметь каждый владелец мельницы, а именно право устраивать выше мельниц, вдоль берегов реки, до верхней мельницы, принадлежащей также графу Кутайсову, приспособления для удержания реки в берегах, так как без этого права не было бы возможности предупредить прорвы плотин, которые часто случаются, и невозможно было бы оказывать помощь судоходству. Департамент водяных сообщений благоволит рассмотреть это предложение и постановить, что признает нужным по своему усмотрению. Для скорейшего разрешения этого вопроса, я имею честь довести до сведения Департамента, что Моршанский уездный суд, два года тому назад, собрав от местных старожилов формальные сведения относительно высоты, на которой держалась вода в прудах этих мельниц со времени их устройства, определил норму этой высоты расстановкой в нескольких местах свай, заклеймённых печатью суда. А нам довольно этой высоты, чтобы быть в состоянии оказывать помощь навигации, и я ограничиваю своё ходатайство тем, чтобы Департамент благоволил предоставить нам право поддерживать эту норму необходимыми для этого сооружениями, дабы ни частные лица, ни судебные места не могли препятствовать нам в этом и впредь.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №14
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.