Sep
11
Тамбовский летописец. Часть 5
September 11, 2012 | Comments Off on Тамбовский летописец. Часть 5
После Державина Тамбовские губернаторы до 1815 года менялись с чрезвычайною быстротою. Вот их фамилии: Зверев, Неклюдов, Лаптев, Ланской, Тейльс, Литвинов, Кудрявцев, Бахметев, Львов, Палицын, Кошелев, Нилов и Шишков. Все они не оставили о себе в Тамбовском крае прочной памяти. А Неклюдов и Лаптев за разные злоупотребления по службе, выражавшиеся преимущественно в превышении власти и хищении, без прошений уволены были в отставку с воспрещением въезда в столицы.
В 1802 году, при губернаторе Кошелеве, в Тамбовской губернии случилось одно происшествие, о котором следует упомянуть. 14 октября этого года в Липецком и Лебедянском уездах в пяти селах было землетрясение. При этом все избы, как доносил Тамбовскому прокурору Лебедянский стряпчий, качались в течение нескольких минут и шум был под землею и нашел на всех великий страх. В деревне Мордовке, по словам помещика Колобова, дело это происходило так: «во второмъ часу я с гостями селъ обедать. Вдругъ столъ нашъ зашатался и все мы выбежали изъ столовой въ другия комнаты, полагая, что тронулись своды. Землетрясение продолжалось минутъ пять. Около господскаго дома стояла дворовая изба, въ которой повешены были детския колыбели и все они разомъ начали качаться. Въ каретномъ сарае бабы рубили капусту и корыта безъ всякой видимой причины стали подпрыгивать» К сожалению, в 1802 году в Тамбовской губернии не было людей, которые могли бы обратить должное внимание на это чрезвычайно редкое явление, произошедшее, вероятно, вследствие осадков каких-нибудь рыхлых пластов Лебедянской и Липецкой почвы.
К тому же 1802 году относится открытие в Тамбове дворянского училищного корпуса для бедных дворянских детей. Это был первый опыт усердия Тамбовского дворянства к делу народного просвещения, вызванный всенародною радостью по поводу вступления на престол императора Александра 1-го, сменившего суровый режим Павловского царствования.
Манифест о кончине императора Павла Петровича и о восшествии на престол Александра 1-го получен был в Тамбове ночью, 22 марта 1801 года, и уже в 6 часов утра следующего дня почти весь город поспешил в Казанский монастырь для принятия присяги. Восшествие на престол молодого императора было приветствуемо всеми, как всерадостнейшее событие. Тамбовский губернатор Бахметев по этому поводу писал известному Беклешову, что чувства неизъяснимого народного восторга словесно не могут быть выражены. Живее всех Тамбовских сословий патриотическую радость чувствовали дворяне, по поводу подтверждения жалованной грамоты дворянству; они-то и поспешили выразить свою радость добрым делом. Быстро составлена была скромная учебная программа дворянского корпуса применительно к трем классам с русским, французским и немецким языками, с историей и географией, физикой, гражданской архитектурой и законом Божьим. Предположено было, чтобы окончившие курс воспитанники Тамбовского училищного корпуса без экзамена поступали в кадетские корпуса и университеты. Корпусные ученики были разделены на три группы: беднейшие учились бесплатно, некоторые платили за право учения по 50 рублей, а пансионеры за все платили 150 рублей. Самых бедных мальчиков доставлено было из 12 уездов Тамбовской губернии по одному отроку. Открытие училища последовало 22 июня 1802 года в доме Беклемишева, где теперь Екатерининский Учительский Институт. Усерднее всех Тамбовских уездов к училищу отнесся Кирсановский уезд, дворяне которого внесли в училищную кассу 1500 рублей. Между тем Темниковские дворяне пожертвовали на дело народного просвещения только 15 рублей. Учебно-воспитательная часть бывшего дворянского училища, впоследствии преобразованного в кадетский корпус, а теперь упраздненного, была далеко не в блистательном положении. Это видно из следующих фактов.
1 ноября 1805 года инспектор Веденяпин доносил училищному совету: «учитель французского языка Гессингъ замеченъ мною в безпечности и нерадении къ своей должности, а наипаче въ поведении, крайне противоположномъ добронравию и качествамъ, приличнымъ званию наставника». В тоже время учитель истории Нащинский, нуждаясь в деньгах, вздумал доставать их так: он являлся в известные семейства, где были взрослые дочери, и объявлял себя женихом. Делал он это с тою целью, чтобы в качестве будущего зятя получить несколько денег, после чего остроумный педагог начинал искать других доверчивых и денежных родителей… Понятно, что при подобных педагогах Тамбовские дворянские воспитанники не могли получать удовлетворительного образования и воспитания. При этом самое здание училищного корпуса было так бедно, что в классы проходил дождь, а нравы училищного начальства выражались между прочим в публичной и грубой брани инспектора Зайцева, адресованной ко всем преподавателям.
Всех дворянских капиталов на Тамбовской училищный корпус поступило 60 тысяч рублей, не считая сумм фиктивных, т.е. подписанных и оставшихся в вечной недоимке… Во всяком случае эта жертва была значительная, вызвавшая особенное внимание императора Александра 1-го, доказательством чего служит следующий императорский рескрипт на имя Тамбовского губернатора А.Л. Львова.
«Господинъ тайный советникъ, Тамбовский гражданский губернаторъ Львовъ!
Усмотревъ изъ донесения вашего подвигъ Тамбовскаго дворянства на заведение училищнаго корпуса, нахожу истинное удовольствие отдать всю справедливость благонамереннымъ его видамъ и поручаю вамъ изъявить ему мою признательность. Относя начало этого предприятия ко дню моей коронации, дворянство избрало самый лестный мне знакъ своего усердия… Чемъ приятнее мне сие его заключение, темъ считаю я справедливее быть предупредительнымъ къ самому содержанию вашего рапорта, что сумма, определенная на сие заведение, не падаетъ на крестьянъ и не сделаетъ новаго налога, но составится единственно из избытковъ собственныхъ дворянскихъ доходовъ, въ чемъ и не оставите кому следуетъ сделать внушение. Александръ.»
Назад | Оглавление | Далее
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.