К истории Тамбовской Церкви. Часть 1

September 17, 2012 | Comments Off on К истории Тамбовской Церкви. Часть 1

В начале русской истории Тамбовский край стоял вне нашей государственной жизни. В наших дебрях, пустошах и диких нолях обитали языческие Финские племена: Мордва и Мещера, Чудь, Меря, Весь, Мурома и Черемисы. Все они занимались звероловством и производили обширную торговлю мехами. В наших летописях есть смутные указания на то, что наши аборигены не раз подвергались опустошительным набегам Печенегов, Камских Болгар и Половцев. В это время обильно проливалась кровь наших предков, развивалось на всем своем просторе глубокое и разнообразное человеческое горе и только давность и смутность исторических известий скрывают от нас наше прошлое… Когда явились первые русские колонисты в пределах нынешней Тамбовской губернии, нам неизвестно. Первые русские летописные известия о русских городах в нашем Мордовско-Мещерском крае относятся к XIII веку. В 1209 году в городе Кадом, принадлежавшем Рязанскому князю, убит был возмутившимися жителями тысяцкий Матвей Андреевич. В это время русские вели упорную борьбу с Мордовскими самостоятельными князьями Пургасом и Перешом. Но скоро эта племенная вражда замолкла. Наступили тяжелые годы Монгольского нашествия. Описывая их, Воскресенская летопись говорит о нападении татар на владения Липецкого князя Святослава, укрывшегося в Воронежских лесах. С этого времени Тамбовский край, в котором началась уже усиленная русская колонизация, надолго сделался диким полем. В XIV веке русский митрополит Пимен совершал через наши степи известное свое «хождение в Царьград». Московский святитель плыл по Дону в нынешнем Лебедянском уезде и вот что сказано о наших местах в его путевых записках: «сие путное шествие бысть печально и уныльниво, бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже, ни града, ни села».

Все эти смутные летописные сказания представляют, конечно, слишком слабый источник для местной церковной истории, так что вопрос о начале Тамбовской церкви является открытым. Несомненно, что христианство в Тамбовском крае явилось одновременно с русскою колонизациею. Но как оно постепенно развивалось — этого мы не знаем. Нам известно только то, что до второй половины XIII века малочисленные церкви нынешнего Тамбовского края принадлежали к Черниговской епархии. С этого же времени южная часть Тамбовской губернии отошла к Сарской епархии, средняя,— к Рязанской, Северная — к Ростовской и Муромской. Юная Тамбовская церковь, по-видимому, имела сильное влияние на местных инородцев. Это видно из следующих фактов. В половине XIV века в нашем Мещерском крае крестился владетельный татарский князь Беклемиш Ширинский со многими людьми. А при великом князе Димитрии Донском в нашей местности проживал крещенный Мордовский князь Александр Укович, впоследствии продавший названному Московскому государю все свои владения.

Усиленное развитие христианства в нашем отечестве всегда характеризовалось построением монастырей, которые в прежние времена имели несомненное и громадное национально-религиозное значение. Поэтому весьма любопытно было бы знать, когда начались наши древнейшие Тамбовские обители.

Сохранилось предание, что наша первая пустынь. основана была при сыне Димитрия Донского Василии 1-м, на том самом месте, где теперь находится Лебедянский Троицкий монастырь. Основателем ее был разбойничий атаман Тяпка, а первым игуменом — некто старец Петр. У старца Петра был в послушании какой-то русский владетельный князь, за тяжкое преступление изгнанный великим князем из Московских пределов. Можно думать, что это был Смоленский князь Юрий Святославич, убийца Вяземского князя Симеона Мстиславича и его супруги Юлианы…

С усилением христианства в местном народонаселении увеличивалось количество монастырей, один из которых существует и доселе. Это — Шацкий Николаевский Черниев монастырь. Основан он в 1573 году старцем Матфеем на месте одной ветхой церкви, более ста лет стоявшей без петья… Результатом этого было то, что многие язычники из Мордвы, присматриваясь к православной обрядности и прислушиваясь к стройному монастырскому пению, охотно и сами делались православными. Сам первый строитель Черниевой обители больше всей братии занимался миссионерством.

Подговором и лебезою,— по словам старинных актов,— он приобрел для православной церкви из Мордвы 25 человек. С этого времени в глухой Мордовско-Мещерской стороне стали возникать сельские храмы, появилось под защитою сторожевых и оборонных властей русское духовенство и вследствие этого наши инородцы все крепче и крепче притягивались к Московской державе.

Во второй половине XVII века большинство Тамбовской Мордвы все-таки оставалось в язычестве. Поэтому Рязанский архиепископ Мисаил, с разрешения патриарха Никона, принял на себя апостольский труд христианского просвещения язычников. В 1665 году, обративши в христианство более 4500 душ, преосвященный плыл однажды из села Конобеева в деревню Енбирную и в это время, как мы сказали выше, убит был языческою Мордвою. Смерть доблестного архипастыря — миссионера не устрашила, однако, его последователей-учеников и Темниковский священник Иоанн вместе с Краснослободским священником Иосифом деятельно и плодотворно проповедовали христианство в Мордовских захолустьях. Но не все Тамбовские миссионеры действовали подобно им. Иные обращались к содействию светской власти и силою крестили Мордву, или же сманивали ее на свою сторону подарками, выдавая новокрещенам по рублю, а женам их по 50 коп. В это время подьячий Починковской конторы (Поташной) Василий Симонов представил духовному начальству следующий проект христианского просвещения Мордвы. «Надлежитъ устроить,— писал он,— близъ Мордовскихъ селъ школы для инородческихъ мальчиковъ, коихъ брать по одному съ 10 дворовъ. Учебники имъ раздавать даромъ: азбуки, часословы и псалтыри. Содержание училищъ возложить на Мордву и объ их успехахъ 3 раза въ годъ доносить въ Москву».

Проект Симонова не был принят и автор его сочтен был почему-то за человека не в полном уме. Как бы то ни было, христианство в Мордовском крае, вследствие усиленного притока русской колонизации, все усиливалось. От этого к концу XVII столетия край наш в религиозном отношении настолько обновился, что явилась наконец возможность основать самостоятельную Тамбовскую епархию.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind