К истории Тамбовской Церкви. Часть 7

September 17, 2012 | Comments Off on К истории Тамбовской Церкви. Часть 7

Арсений слишком еще памятен многим Тамбовским старожилам. Все они единогласно говорят о его вельможно-архиерейской обстановке и о том сильном влиянии, которое он, несомненно, имел на свою паству. Арсений двинул вперед образование духовного юношества. С этою целью он завел в местной семинарии торжественные публичные экзамены, богословские диспуты, праздничные речи и разговоры и усилил латынь. Правда, все это отзывается схоластикою, но в настоящее время, кажется, безвозвратно уже прошли времена всеобщего осуждения прежнего научно-семинарского строя… Во многих случаях к этому строю даже возвращаются.

Главное свое внимание епископ Арсений обращал на многочисленных и разнообразных сектантов. В 1836 году он написал наставленье об обращении молокан с опровержением всех их заблуждений. Вместе с тем он постоянно вызывал к себе сектантских наставников и терпеливо беседовал с ними, или же отсылал их для увещания в консисторию. К сожалению, вся эта полемика, за небольшими исключениями, по разным причинам была бесплодна. Тогда епископ Арсений переменил тактику и стал действовать против религиозных вольнодумцев в самом тесном союзе с гражданскою властью. Повсюду в Тамбовской епархии закрывались сектантские школы. Составлялись в городах и селах общественные приговоры об изгнании из них отщепенцев православия и многие из наших сектантов, действительно, невольно переселились в Закавказье и на Молочные воды. За свои миссионерские труды епископ Арсений в 1837 году получил благодарность св. синода, однако сектантство не ослабело у нас и до настоящего времени. Ясно, что наш ревностный архипастырь не сумел найти самых действительных средств к обращению иноверцев. Деятельность его имела слишком внешний характер и страдала отсутствием христианской гуманности.

Местная консисторская статистика за все годы с начала XIX столетия показывала почти одну и ту же цифру сектантов, приблизительно 9,000 человек, причем количество скопцов ежегодно определялось единицами. Между тем сектантские наставники распространяли свою пропаганду во всех Тамбовских уездах. Льстивые слова свои кстати и некстати уснащивали они библейскими текстами. При этом не только ничего не брали с своих слушателей, но даже многим из них существенно помогали. Понятно после этого, почему Тамбовские обыватели, уклоняясь от приходского духовенства, далеко не всегда стоявшего на высоте своего призвания, льнули к невежественным пропагандистам ложных учений. В них именно видел серый русский люд бескорыстных и искренних служителей вечной правды…

Усиленной сектантской пропаганде, несомненно, содействовало то озлобление, с каким некоторые крестьяне относились к своему духовенству. Причинами этого странного явления могли быть общеизвестные факты нравственного и экономического свойства…

В таком именно состоянии была Тамбовская епархия, когда епископ Арсений отозван был на другую, высшую кафедру. В 1841 году его перевели в Каменец-Подольск, затем на Волынь и в Варшаву. В старости Арсений удостоен был высшего иерархического звания. Он умер недавно Киевским и Галицким митрополитом.

Преемником Арсения был епископ Николай, профессор и ректор Петербургской академии. Имя этого нашего архипастыря и доселе произносится всеми местными жителями с особенною любовью. Николай говорил замечательные проповеди и потому во время его служений церкви полны были народом. К сожалению, знаменитый автор, по своей скромности, не печатал своих ораторских произведений. Только недавно некоторые проповеди епископа Николая стали появляться в епархиальных ведомостях, имеющих, конечно, самый ограниченный круг читателей. Но еще более дорога нам память нашего архипастыря вследствие той нестяжательности и доброты, с какими он неизменно до самой кончины относился ко всем своим духовным детям, особенно к духовенству. Всякое несчастье в семье известного духовного лица возбуждало глубокое сочувствие преосвященного Николая и ни одного несчастного не оставлял он без нравственного или материального утешения. В 40-х годах редко кому приходила мысль о серьезной помощи простому народу. Между тем наш владыка усердно и многоплодно заботился об умножении начальных приходских училищ и этими отечески-просветительными трудами как бы предначинал широкие народно-училищные реформы царствования Александра II-го. Вместе с тем епископ Николай предложил всем Тамбовским священникам говорить в церквах катехизические поучения и такая систематическая и учительная проповедь, разумеется, не оставалась без добрых последствий.

В настоящее время в Тамбове существует женское епархиальное училище, открытое в 1863 году. Нет надобности говорить о том, что подобные учебные заведения весьма полезны и необходимы. Благодаря им, жены наших сельских священников теперь далеко уже не те, какими они были прежде… Говорю об этом для того, чтобы прибавить новую светлую черту к симпатичной личности преосвященного Николая, так как Тамбовское женское епархиальное училище началом своим обязано именно ему. Вот текст его пастырского послания к Тамбовскому духовенству, редактированный 30 марта 1849 года.

«Светския учебные заведения мужския и женския непрестанно умножаются и я болезную духомъ, что девицы духовнаго звания одне остаются безъ училищнаго образования, кроме разве какого нибудь домашняго и то редкаго научения читать, а еще реже писать. Уже въ прошломъ году государь императоръ обратилъ на этотъ предметъ свое внимание и повелелъ учредить Царскосельское образцовое учебное заведение для девицъ духовнаго звания подъ высочайшимъ покровительствомъ государыни императрицы. И я думаю теперь самъ съ собою, какъ бы Тамбовскому духовенству первому не увлечься было высочайшимъ примеромъ и не позаботиться объ образовании дочерей своихъ, чтобы приготовить ихъ къ почтенному званию достойныхъ священнослужительскихъ женъ, благоразумныхъ матерей и сведущихъ домоправительницъ. Видно ожидалась первая искра возбуждения! Если мы и опоздали, то еще немного. В душевной заботливости объ улучшении состояния Тамбовской церкви и духовенства я решаюсь открыть во вверенной мне эпархии подобное заведение, преимущественно для сиротъ и дочерей беднейшаго духовенства. Но должно откровенно сказать, что средствъ для такого предприятия эпархиальное начальство не имеетъ. Где жъ их взять? Я полагаю отделить на этотъ предметъ хотя небольшую долю изъ суммъ духовнаго попечительства, только бы однакожъ не обеднить прочихъ сиротъ и бедняковъ, число которыхъ со дня на день возрастаетъ. Потомъ думаю обратиться къ скромнымъ единовременнымъ пожертвованиямъ отъ самого белаго духовенства. Далее я обратился бы съ подобнымъ предложениемъ и къ монастырямъ, равно какъ и къ светскимъ благотворительнымъ особамъ, для которыхъ, конечно, приятнее и вожделеннее будетъ иметь у себя священника образованнаго съ благовоспитанною и образованною женою» .

В конце пастырского послания подробно излагается учебная программа проектированного училища. Эта программа почти такая же, как и теперь существующая, поэтому мы ее пропускаем.

«По окончании четырехгодичнаго курса,— заключает свое воззвание преосвященный Николай,— штатныя воспитанницы могутъ получать, если только будутъ остаточные суммы, и пособия на первоначальное обзаведение или выходъ въ замужество».

В 1851 году епископ Николай тяжко заболел и вследствие этого не мог осуществить своих планов относительно женского училища. Вообще, надо заметить, что с указанного нами года и по 1857 год, когда Николая сменил епископ Макарий, впоследствии Московский митрополит, епархия не испытывала уже энергической деятельности своего любимого архипастыря. Доступ к нему стал труден, служил он редко, поучения перестал писать и фактически уже не управлял епархией. Понятно, как все это отразилось на епархиальных делах. Во главе Тамбовского церковного управления встала консистория с ее крючкодейством и ненасытною алчностью. В среде духовенства неудержимо развивалось сутяжничество…

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind