Тамбовские писцовые книги. Часть 4

September 25, 2012 | Comments Off on Тамбовские писцовые книги. Часть 4

Известное село Моршанского уезда Алгасово, по свидетельству писцовых книг, уже в XVII столетии было весьма населенным пунктом. В нем было 272 тяглых двора да бобыльских 29 дворов. На службу великого государя на Дон послано было из Алгасова 96 человек, да 26 человек служили по Тамбовскому валу, оберегаючи его от Ногайских Татар.

Писцовое описание села Алгасова таково:

«Село Алгасово на реке на Вопше, а въ немъ церковь св. пророка Илии, рублена въ красномъ лесу; около церкви и трапезы съ двухъ сторонъ паперти; церковь крыта тесомъ; кресты и яблоки опаиваны белымъ железомъ; на северныхъ дверяхъ писанъ благоразумный разбойникъ; паникадило медное о шти перахъ, на престоле евангелие печатное въ десть, поволочено выбойкою, на престолъ пелена выбойчатая, воздухъ выбойчатый, а сосуды церковные древяные и ризы брусничный, оплечье камка зеленая — прикладъ крестьянина Федора Наумова, да ризы полотняные — оплечье выбойчатое и красный стихарь полотняный. И книгъ церковныхъ, печатныхъ и письменныхъ, довольно — прикладъ крестьянина Федора Наумова».

Другая церковь в селе Алгасове была построена в 1656 году во имя великомученика Димитрия Селунского. Была она такая же бедная, как и первая церковь. Обе церкви — строение приходских людей. При них священники: Иван Марков, Симеон Васильев и Алексей Марков; дьякон Иван Афанасьев; церковные дьячки: Ярошка Фомин, Микитка Фомин и Данилка Борисов, а просвирница Лукерьица Борисова.

«А священникамъ села Алгасова и причту,— сказано в писцовой записи,— дано государева жалованья изъ вытной крестьянской земли 25 десятинъ въ поле, а въ дву потому жъ; сенныхъ покосовъ 300 копенъ, которые сенные покосы дадены имъ крестьянами изстари».

Села Тимашево и Мутасьево описаны в наших писцовых книгах весьма кратко. Поэтому и мы скажем о них немного.

«Село Тимашево на реке Вопше, а въ немъ церковь великаго чудотворца Николая, древяная, крыта тесомъ, а строена въ 1650 году. Всехъ дворовъ въ Тимашеве 108. Въ тягло поспело 61 человекъ, недорослей 204 человека. На службу на Донъ послано 49 человекъ. Увечныхъ 5 человекъ. Есть въ селе 8 дворов солдатскихъ, что служатъ по Тамбовскому валу, да 5 дворовъ бобыльскихъ. Платят они въ казну великаго государя по 8 алтынъ по 2 деньги».

О жителях села Мутасьева нам известно только то, что они ссорились с жителями известного села Пичаева — вотчиною Рязанского Радовицкого монастыря. Ссора эта выражалась в том, что Мутасьевские крестьяне не пускали своих соседей Пичаевцев в лес для рубки хоромного и дровяного дерева. По этому поводу бывали у них даже серьезные рукопашные схватки. Наконец мир был заключен на том условии, чтобы Пичаево платило Мутасьеву ежегодную дань по 3 рубля.

Что касается Мамонтовой пустыни, которая в XVII столетии была приписана к Саввино-Сторожевскому монастырю, то относительно ее нам известно лишь то, что ее сильно притесняли Тамбовские воеводы. Поэтому из Москвы последовал следующий царский указ: «стрельцовъ, пушкарей и разсыльщиковъ отъ Тамбовскаго воеводы въ пустынь не посылать и монастырскихъ крестьянъ и бобылей ему, воеводе, не ведать.»

Земли у Мамонтовой пустыни было 500 четвертей в поле, покосов на 5000 копен. Вся монастырская земля сначала была дикою степью и для братского пропитания ее распахивали монастырские крестьяне. Когда дикая степь превратилась в пашню, монахи пожаловались царю на свое сиротство и обнищание и дано было им примерной земли 400 четвертей в поле…

Между тем как в XVII столетии Моршанский уезд наполнялся русским населением, скверные наши уезды в то время почти исключительно были Мордовскими и Татарскими. Это видно из писцовых книг Темниковского писца, мерщика и дозорщика Степана Хрущова. Деятельность его относится к 1621 году.

В XVII столетии большинство Темниковских и Кадомских Татар принадлежало к служилым людям и были у них русские холопы. Земледелие в том крае, за худыми пашнями, было слабое, вследствие этого обыватели кормились больше звероловством, для которого дремучие боры представляли обширное поле. В этих борах охотники ловили медведей, волков, лисиц, куниц, бобров, зайцев; ловили птицу всякую и бортную пчелу. Все это вполне подтверждается следующею писцовою выписью:

«У Темниковского мурзы Позняка въ деревне Караеве дворъ помещиковъ съ пристройками, да у него жъ дворовые избы, а живутъ въ нихъ дворовые люди: Микулка Васильевъ да бобыль Любимка Ивановъ, да Гаврюшка Тихоновъ — прозвище Милованка, и у техъ дворовыхъ людей многия дети. А пашни у Позняка худые и малые и сенные покосы по Сокольской дороге къ Ногайскимъ воротамъ. Да у него жъ Поздняка бортные ухожьи со пчелами и безъ пчелъ, рыбныя ловли, омута и всякия угодья, и звериныя ловли съ лосемъ, медведемъ и волкомъ и лисицею и куницею и зайцемъ и белкою, и орловымъ и ястребовымъ гнездом, бобровыми гонами, раменьями и перевесьями. И те земли порубежныя съ Мордвою.»

Служилые Темниковские Татары, по-видимому, отличались верностью Московскому правительству. Это видно из их коллективного прошения на имя царя Алексея Михайловича.

«В 7109 году,— жаловались они,— въ бунтъ воровскихъ казаковъ домы наши разорили и всякия крепости подрали и пожгли и крестьянъ и бобылей нашихъ побили.»

Так как при Алексее Михайловиче из Темниковских татар составляли рейтарский полк, то правительство относилось к ним с крайнею предупредительностью и щедро наделяло их землями и угодьями. Однако потомки Чингисхана не довольны были Московскою щедростью и постоянно добивались новых пожалований.

«Ныне мы грехами своими,— плакались они,— обнищали, стали увечны и скорбны и службы служить намъ не въ мочь, и то увечье наше ведомо боярину Ильи Даниловичу Милославскому и засвидетельствовано аптекарскими грамотами лекарей Юрья Еганова да Данилы Утешева».

Все Темниковские неслужилые люди платили ясак. Таким образом самая форма сбора казенных податей указывает на первобытность культурного быта Темниковского народонаселения в XVII веке.

Издельная промышленность Темниковских обывателей в описываемое нами время выражалась в гонке смолы и поташа и в сидке дегтя. В Темниковских лесных дебрях образовалась тогда Починковская поташная волость с воеводой во главе. К этой волости, между прочим, принадлежали и теперь существующие наши села: Анаево, Вадовские Селищи и Пичкиряевский Майдан.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind